Занятие I. Цеховое ремесло в период расцвета
План занятия:
1. Простое товарное производство и причины объединения ремесленников в цехи.
2. Функции цеха. Цеховая регламентация.
3. Цеховая иерархия и положение мастеров, подмастерьев, учеников.
Методические рекомендации
Характерной особенностью ремесла в средневековом западноевропейском городе была его корпоративная организация. На первом занятии изучается цеховая организация в период ее расцвета по документам XIII в. Ремесленные цехи в Западной Европе стали появляться почти одновременно с самими средневековыми городами с XI–XII вв. Однако их окончательное официальное оформление в виде получения специальных грамот и составления цеховых уставов (статутов) происходило позднее, в основном с XIII в. К этому времени цех являлся господствующей формой организации средневекового западноевропейского ремесла. В ходе подготовки к этому занятию необходимо в первую очередь проработать содержание статутов ряда парижских цехов, зафиксированных в «Книге ремесел» (вторая половина XIII в.). Эта запись порядков, сложившихся в цехах Парижа была произведена по инициативе парижского прево (королевского чиновника, обладавшего судебной, фискальной и военной властью в Парижском округе) Этьена Буало.
1 вопрос. При подготовке к первому вопросу необходимо учитывать, что средневековое товарное производство развивалось в условиях господства натурального хозяйства и обслуживало сравнительно узкий рынок, чем во многом обусловлена его специфика. Как это повлияло на характер товарного производства? Чем отличается средневековое простое товарное производство от капиталистического? Что являлось главной целью производства для ремесленного мастера? Было ли воспроизводство в средневековой ремесленной мастерской расширенным? На чьем труде было основано простое товарное производство? Кто являлся собственником средств производства в средневековой ремесленной мастерской? Способствовал ли узкий рынок объединению ремесленников в цехи? Почему невозможно было изолированное самостоятельное существование мелких ремесленников? В чьих интересах создавались средневековые цехи? В качестве обобщения дайте дефиницию средневекового западноевропейского ремесленного цеха; выделите основные черты, характерные для цехового производства.
2 вопрос. Этот вопрос непосредственно связан с первым: причины объединения ремесленников в цехи обусловили их основные функции. Следует выяснить, каковы были основные функции ремесленных цехов в средневековых городах Западной Европы; для чего вводилась жесткая цеховая регламентация производства и рыночных отношений; почему мастера добивались устранения конкуренции деревенского и городского внецехового ремесла и соперничества между членами цеха, стремились уравнять положение всех мастеров; ограничивалась ли цеховая организация выполнением социально-экономических функций. Регламентация в цеховой организации касалась объема и технологии производства, качества сырья и готовых изделий, длительности рабочего дня, числа подмастерьев и учеников у мастера, сбыта продукции и т. д. Сведения, характеризующие цеховую регламентацию в период расцвета цехового строя, содержатся в цеховых статутах, зафиксированных в «Книге ремесел». Познакомившись с содержанием документов, следует продумать ответы на следующие вопросы: создавала ли цеховая регламентация в рассматриваемое время необходимые условия для ремесленного труда? Способствовала ли она накоплению технических навыков и улучшению качества продукции? Можно ли говорить о прогрессивном характере цеховой регламентации на первом этапе развития цеха в Западной Европе?
3 вопрос. При подготовке к ответу на третий вопрос также целесообразно в первую очередь обратиться к анализу цеховых статутов из «Книги ремесел». Следует выяснить, что представляла собой ремесленная мастерская, кто в ней трудился, какова была цеховая иерархия, являлось ли предварительное прохождение двух низших ступеней цеховой иерархии обязательным для каждого, кто желал стать членом цеха. На основе материалов источников необходимо составить представление о положении мастеров, подмастерьев, учеников и показать, как регулировались отношения между ними цеховыми статутами.