Режиссер и коллектив
Уже говорилось, что смысл и цель профессии оперного режиссера определяется организацией им идейно-художественного комплекса — спектакля, в котором принимают участие представители разнообразных творческих профессий: музыканты, певцы, танцоры, актеры, художники... Профессия всегда отражается на человеке, его характере, интересах. В современном оперном театре, в самой трудовой организации его скрыты известные творческие трудности. Административное деление на цехи (солисты, хор, оркестр, балет, обслуживающий персонал, администрация и т.д.) и обособленность интересов отдельных групп не могут не отражаться на художественном процессе и его результатах. Для режиссера, стремящегося в интересах создания оперного синтеза к консолидации отдельных специалистов в едином творческом процессе, эта обособленность — одно из трудноодолимых препятствий.
В деятельности Московского камерного музыкального театра, в большей мере носящей экспериментальный и новаторский характер, никого не смущает, когда артист оркестра принимает участие в сценическом действии, а фамилия бутафора или рабочего сцены появляется на афише как фамилия художника спектакля, когда артист, исполняющий сегодня в спектакле главную роль, завтра окажется участником хора, выступит в пластической сцене или в качестве чтеца. В самой творческой программе, а отсюда и в организации этого театра заложены условия создания оперного синтеза: в профессиональные обязанности актера-певца входит не только умение танцевать и владеть сценической речью, но при необходимости и жонглировать. Однако это особые условия, продиктованные художественной целью театра, вытекающие из самого характера его деятельности, доступные благодаря камерности репертуара и состава участников. «Кредо», обусловившее все стороны творческой жизни театра, естественно, сказывается на художественных результатах работы коллектива.
Однако режиссер сделает ошибку, если попытается административно насаждать в оперном театре обычного типа подобную организационную специфику. Консолидация искусств, их взаимовлияние должны здесь зарождаться в сфере объединения художественных интересов разных групп во имя концепции спектакля. Подобно тому, как взаимопонимание режиссера, дирижера, актера-певца, художника возникает на почве общей художественной и идейной заинтересованности в постановке, так и консолидация всего коллектива может быть результатом взаимопроникновения отдельных групп в смысл и направленность работы друг друга, заинтересованности всех и каждого в общем художественном результате. Это повлияет на трудовой процесс, а далее и на организацию производства.
Среди замечательных традиций русского и советского театра есть взгляд на театр как на коллектив, сплоченный единой идеей. Вредные влияния западного театра, организация системы так называемых «звезд», когда интересы театра подчинены личным вкусам «знаменитостей» (а их часто искусственно создают для приманки обывателей), чужды советскому театру не только в морально-этическом, но и художественном отношении. Наличие в театре «звезд» нарушает этику, столь важную в искусстве театра, противопоставляет членов коллектива друг другу. «Звезды» блещут лишь на темном небе, при солнце они пропадают. Поэтому артисты, сознательно или бессознательно заботящиеся о «звездном престиже», стараются понизить общий уровень искусства коллектива. Это лишний раз доказывает, что вопросы этики в театре тесно связаны с вопросами организации и требуют от режиссера пристального и непрерывного внимания. Создание трудового климата в театральном коллективе— важный фактор успешной работы театра.
Режиссеру надо воспитать в себе чувство организационной объективности и такта. Вопросам этим посвящены многие мудрые страницы в книгах К. С. Станиславского. Они тем более драгоценны, что основаны на стройной теории воспитания актера и каждодневной практике театра. Будущему режиссеру эти положения следует не только знать, по ним надо перманентно сверять характер своего поведения в театре, требования к коллективу и в отдельности к каждому актеру.
Коллектив театра состоит из многих индивидуальностей, многих и разных характеров. Объединить их может лишь единая, принципиальная цель, а не сиюминутный, скоро проходящий интерес. В театре людей объединяет общий труд. Участники одного спектакля обычно сплачиваются общим интересом — его определяет спектакль. Зато другие члены труппы могут смотреть на эту работу «со стороны» — кто с завистью, кто намеренно равнодушно, а кто и вызывающе презрительно. Актеры легко поддаются действию разлагающих «мнений» и слухов. Замечено, что мало занятые в работе над новыми спектаклями артисты (часто по их же вине или беде) пытаются и, увы, небезуспешно применять отнюдь не творческие способы противопоставления своих, подчас рутинных, навыков и принципов деятельности театра. Их можно понять. И режиссеру следует это учитывать при планировании производства. Общий творческий интерес и труд — главные средства цементирования коллектива. Вряд ли стоит подчеркивать, какую огромную роль играет при этом культурный и идейный уровень членов коллектива, их способность разбираться в прогрессивных и отсталых веяниях, вкусах, тенденциях, определяющих театральную жизнь.
В оперном театре, раздробленном на цехи с разными профессиональными задачами и интересами, чуткое и непрерывное внимание к постановке общей цели играет первостепенную роль. И это, как показала жизнь, дело режиссера. Обратите внимание на то, что организация новых театральных коллективов (в том числе и музыкальных), как правило, обусловлена деятельностью и художественно-идейными тенденциями режиссера. Мы не можем назвать ни одного музыкального театра, созданного в этом веке, скажем, дирижером, актером или иным деятелем музыкального театра. Организатором таких коллективов является непременно режиссер. Подобная миссия повышает ответственность режиссера как руководителя и организатора коллективных устремлений театра. Она должна проявляться и в повседневной его работе. Это важно как в плане общего влияния его на общественное лицо труппы, так и в отдельных проявлениях его профессионального кредо. Уровень политического и художественного осознания задач — единственное, что может обеспечить режиссеру нужный для этого общественный авторитет.
Подлинный художественный коллектив невозможно создать путем подавления личности, стирания индивидуальности. Напротив, коллектив — наилучшая среда для развития самостоятельных, самобытных и неповторимых качеств любого члена коллектива, актера в первую очередь.