Вопрос №14. Просветительская модель культуры («проект модерна»)

Складывается классическая модель европейской культуры. «Классический период». Это эпоха буржуазных революций. Эти революции – воинствующие атеисты. Критика феодальной идеологии, в том числе и религиозной.3 страны: Англия, Франция, Германия. Революционные поиски в этих странах повлияли на их культуру.1688 г. революция в Англии. Компромисс между аристократией и буржуазией. 1789 г. – Франция (также 1830 и 1848). Германия – раздробленное государство. Объединение земель в 1781 году декретом Бисмарка. Неравномерность, разные типы.Англия: эмпиризм_промышленная революция, техническая, научная (Джон Локк, Бэкон, Гобс)Франция развивает просветительский рационализм. В сфере национальной философии – идеалисты (Вольтер, Дидро, Ламетри). В основе просветительского рационализма – политическая революция. Раньше – власть от Бога, теперь от народа.Германия. Духовная революция в мышлении (способ и содержание изменены). Кант, Фихте – субъективные идеалисты, Шеллинг и Гегель – объективные идеалисты, Фейербах – материалист. В рамках французского рационализма в немецкой философии сформировался ПРОЭКТ МОДЕРНА.

Основные идеи программы:

1. Эпоха просвещения базируется на 2-х программах:

а) идея разума как главной исторической силы – движущая сила исторического прогресса.

б) идея бесконечного прогресса человеческого рода.

Если разум главная сила, то необходимо установить господство во всех сферах бытия: природа, человеческое общество, сам человек.

Наука – рациональное описание природы. Право – власть над обществом. Мораль – господство над человеком. Везде устанавливаются разумные пределы.

2. Критика самой действительности (разум – высший оратор)

3. Чтобы не злоупотреблять разумом – нужна мораль (практическая задача)

4. Подлинный носитель такого разума – просвещенный человек_научить разум действовать самостоятельно. Кант: «Мы живем в век Просвещения, но мы еще не в просвещенном веке».

5. Всё, что не является разумным – исключается из сферы действия. Культура=разуму

6. Разумность – это человеческое в человеке. Разионализм=гуманизму. Человек – разум, тождество.

7. Разумность понимается как история. История разума – от варварства к культуре.

История разума – 2 линии

1. Развитие общества.

2. Развитие индивида

Задача просвещения подать разум. Метод – воспитание. Существуют два порядка в философии – порядок вещей и порядок идей. Порядок вещей (природа) – объективный, порядок идей – субъективный.

В эпоху Просвещения 2 модели:

1. Чтобы изменить порядок идей, нужно изменить порядок идей. Революция, но она не затрагивает духовность

2. Поэтому сначала нужно изменить порядок идей. От индивида к социуму.

Воспитание по Канту. 3 вида:

1. Школьно-механическое образование (воспитание природных способностей)

2. Разумное воспитание – постановка целей. Кант предлагает использовать сократический метод.

3. Моральное воспитание. Внутренняя дисциплина – без нее нет морали.

Кант выделяет еще 2 проблемы воспитания:

1. Воспитание культуры природы в человеке

2. Трудовое воспитание

Кант пишет, что воспитание надо не для настоящего, а для будущего.

Лессинг затронул проблему воспитания в книге «О воспитании человеческого рода», Гердер «Еще одна философия для воспитания человеческого рода».

У Лессинга воспитатель – Бог.

Для парадигмы культуры важны 3 принципа – рационализм, гуманизм, историзм.

Возникают натуралистические модели культуры – критика культуры, общества с позиции определенных идеалов.

Идеалистическая модель культуры. 3 модели:

1. Кант. Этическая модель: идеал культуры – мораль.

2. Шиллер. Эстетическая модель: искусство ответственно за культуру.

3. Гносеологическая модель: наука – ядро культуры.