СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Абсолютная монархия –разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Адаптация социокультурная — процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей другой культуры.

Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как .многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.

Аксиология — теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

Амбивалентность - двойственность переживания, выражающаяся о том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства — удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию и т.п.

Анимизм-- 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Аномия — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни.

Антиномия— противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.

Античная культура — древний период в развитии культуры, охватывающий эпохи древнегреческой и древнеримской культур.

Антропологическая культурология — раздел культурологии, изучающий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.

Антропология— наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и фенотипических вариациях физического строения человека.

Антропоморфизм — наделение человеческими свойствами и признаками предметов и явлений неживой природы, животных и мифических существ,

Антропоцентризм -философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Аппроксимация— поэтапное приближение к нормальной грамматике через серии творческих проб и ошибок.

Артефакт— 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования, 2. Произведение искусства.

Архетип — прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.Т. Юнг, для которого архетип — врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.

Архитектура, (зодчество) — здания и другие сооружения, создающие среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Атараксия— состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.

Барокко –характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Рим, Мантуя, Венеция, Флоренции. Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».

Бифуркация— стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.

Бихевиоризм— теоретическое направление в психологии, возникшее в конце XIX —- начале XX в и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов.

Боди-арт — художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу. жест.

Бронзовый век — условный период в истории развития человечества, характеризующийся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным и Вандализм —- бессмысленное разрушение культурных и материальных ценностей.

Варварство— средняя из трех эпох исторического развития человечества (наряду с дикостью и цивилизацией) по кульгурно-исторической периодизации, утвердившейся в XIX в.

Верификация— установление истинности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о культуре.

Вестернизация — процесс заимствования ценностей западной культуры народами, исторически не принадлежащими к западной цивилизации.

Видео-арт— одна "из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются не материальные предметы, а визуальные или аудиовизуальные «не-объекты». создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голо графических установок.

Виртуальная реальность — искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Вкус — исторически сложившаяся способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в реальной действительности, художественном творчестве, поведении людей и т.д.

Возрождение –или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и ее антропоцентризм. Появляется интерес и к античной культуре, происходит как бы ее «возрождение» – так и появился термин.

Восточные типы культуры —типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественно преобладанием мистических, мифологических, религиозных компонентов.

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») - языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама., телевещание, Интернет и др.

Гармония — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность и взаимодействие всех частей и элементов формы-

Гедонизм — этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благ ом признается наслаждение.

Генезис — процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез». «антропогенез» и др.

Геноцид — истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание трудных жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Геоцентризм –учение о Земле как центре мироздания.

Герменевтика — традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. I. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.

Гиперреализм — художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии.

Глобализация - процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

Глобализация культуры — процесс интеграции этнических культур в единую мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей и средств массовой коммуникации.

Готика, готический стиль -художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы времен позднего средневековья. Ведущее место в готике заняла архитектура. Городской собор стал не только культурным, но и общественным зданием, в котором проводились торжественные собрания, театральные мистерии и т.п. Родиной готического стиля в архитектуре считается Франция. Для готического стиля в архитектуре характерно: грандиозная высота, устремленность ввысь, стрельчатые окна, ажурные башни, сложный орнамент, вытеснение стены огромным пространством окон, что привело к появлению витража; гладкая поверхность стен исчезает под «каменным кружевом» и скульптурой. За легкость и ажурность этот стиль называют «застывшей музыкой», «симфонией в камне». Наиболее известные готические сооружения – Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе.

Графика— вид изобразительною искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Группы социальные — относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Гуманизм — система идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, его права на свободное развитие своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманность— человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.

Деградация — постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных свойств, качеств.

Деконструкция — преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.

Денотация- предметное значение имен, смысловое содержание знаков (символов).

Детерминизм культурный — концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии. Децентрализация культуры — перенесение очагов культуры из центра на периферию, борьба с культурной монополией ведомств, организаций и наций.

Деятельность — труд человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.

Диалог культур –процесс взаимодействия культурных систем (явлений), в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность. Многообразие и асимметрия явлений в культуре, различие ценностей и ориентацией выступают условием ее единства, делают ее живой и развивающейся. Взаимообогащающий диалог «культурных миров» позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать свою уникальность и самотождественность, которые обнаруживаются в зоне коммуникации и соотнесения ценностей, норм, значений. Из этого диалога рождается единство и синтез культуры человечества. Но для будущего синтеза необходима взаимная терпимость (толерантность) людей и культур, уважение к иным ценностям, их оценка не в понятиях «хуже», «ниже по уровню», а в признании, что они «другие», «иные».

Диахронный анализ — изучение исторического процесса, последовательно разворачивающегося во времени, фиксирующее поэтапность смены одной исторической формы культуры другой.

Дикость— исторически первый этап человеческой культуры, сменившийся варварством.

Динамика культуры — совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени.

Дионисийское в культуре — хаотическое, стихийное, необузданное, страстное, иррациональное начало, которое ассоциируется с блаженным восторгом опьянения, весенним пробуждением природных сил.

Дискурс- какая-либо философская или научная концепция, обращенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения,, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Дискурсивный — рассудочный, обоснованный предшествующими рассуждениями, противоположный интуитивному

Дифференциация— расчленение, разделение целого на различные части, формы, ступени.

Диффузионизм— теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.

Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Дуализм- 1) двойственность; 2) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — идеального и материального.

Духовная культура - совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и кормы поведения, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции и т.д.

Духовность —- специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

Евразийство — направление русской социальной и культурологической мысли 20—-30-х годов XX в., отстаивавшее идею самобытности России и создавшее концепцию русской культура как неевропейского феномена, который обладает уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку.

Европоцентризм — культурфилософская и. мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки —- вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно связанных с ними вещах и явлениях («знаки-признаки»).

Жанр — исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства Понятие «Ж » обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. Железный век — период в развитии человеческого общества, наступивший с началом изготовления железных орудий труда и оружия.

Жест - лаконичное, значимое телодвижение, в котором передается определенное состояние человека, отношение его к окружающему миру, а также информация, сообщаемая собеседнику.

Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность Идейный замысел гпроизведений конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка а цвета. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и пр. Различаются монументально-декоративная живопись, (стенные росписи плафоны, панно), станковая живопись (картина) декорационная живопись (театральные и кино декорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра диорама и панорама Основные технические разновидности - масляная живопись , фреска, темпера, эмаль, мозаика, витраж акварель и др.

Замок –укрепленное жилище феодала в средневековой Европе.

Западничество — направление в русской общественной мысли середины ХIХ в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

Западные типы культуры — типы культуры, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием философии и науки.

Знак — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, заметающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.

Знаковая система — совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Игра — форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

Идеал— совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.

Идентификация культурная — отождествление себя человеком с определенной культурной категорией и этнической культурой.

Идентичность — психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.

Икона –в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков закрепленного догматом Седьмого Вселенского собора 787 г.

Иконические знаки — «знаки-образы», обладающие сходствам с предметами, которые они обозначают.

Инверсия— изменение обычного порядка

Индивидуализм –моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип "полагаться на самого себя».

Индивидуальность— понятие, характеризующее человека как явление особенное, неповторимое, обладающее своеобразными чертами и отличное от других людей.

Инкультурация — процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

Инновация - новообразование, нововведение, новое явление

Интеграция культурная — процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этническими группами и историко-культурными областями.

Интернет— глобальная система коммуникации, передачи и хранения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства.

Интолерантность — нетерпимость к «чужой» культуре.

Информационная культура — 1 Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе 2 Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.

Искусство— художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности как художественно - образные формы отражения действительности.

Историко-культурный тип личности — один из способов социологической классификации типов личности в соответствии с историческими этапами развития общества и культуры, согласно которому каждому исторически конкретному типу общества присущ один аутентичный тип личности, отличающийся особыми культурными и психологическими чертами.

Историческая периодизация культуры — разделение истории культуры на определенные временные отрезки.

История культуры — научное направление в культурологии, изучающее культуру в развитии с выделением определенных этапов.

Каменный век — древнейший и самый ранний период в развитии человечества, когда орудия труда и оружие изготавливались из камня.

Канон — система правил, норм, господствующая в искусстве в какой либо исторический период или в каком -либо художественном направлении и закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

Катарсис — 1. В «Поэтике» Аристотеля — возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него; позже — духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры; 2. Один из методов психотерапии.

Кинетическое искусство — художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся, на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.

Классика — образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения культуры, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строится на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Код культуры — система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

Коммуникация социокультурная — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целъю передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем. Конвенциональные знаки — искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.

Конвергенция— в этнологии термин для определения сходных или одинаковых, но независимо друг от друга возникающих явлений в культуре разных, народов.

Коннотация — вторичный язык по отношению к первичному языку денотации. Коннотация дает возможность обозначить в явлениях культуры и искусства не только основные, явно присутствующие значения, но и такие сопутствующие значения, которые неявно функционируют в сознании общества в виде образов и образцов (символических, аллегорических, метафорических по форме)

Консерватизм культурный — приверженность сформировавшимся культурным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.

Контекст - общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение различных культурных явлений.

Контр культура — направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.

Концепция— определенный способ понимания и трактовки каких-либо культурных явлений.

Креационистский подход — подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру

Кросс-культурные исследования — вид сравнительных исследований, объектом и предметом которых выступает культура.

Ксенофобия — чувство неприятия всего иностранного, в том числе и культурных ценностей, традиции и обычаев.

Культ— I) один из основных элементов религии, совокупность действий, имеющих целью дать видимое выражение религиозному поклонению, 2) чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо.

Культурантропология, культурная антропология — одно из направлений философской антропологии (учения природе человека), ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурная картина мира — совокупность представлений о мире с точки зрения отдельной этнической или мировой культуры, включающих представления об устройстве и функционировании мира, о месте в нем человека, соотношении естественного и сверхъестественного и т.д.

Культурные ареалы — зоны территориального распространения определенных локальных, культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурные заимствования — перенесение культурных инноваций из одной культуры в другую.

Культурные нормы — совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культур того или иного народа.

Культурные пережитки — различные социальные и культурные явления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими, более совершенными культурными изобретениями.

Культурные универсалии — совокупность черт, норм, ценностей, правил, традиций, присущих всем культура, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурный плюрализм — терпимость к представителям другой культуры, мирное сосуществование в рамка: одного государства самых разных культур, т вызывающее межнациональной напряженности и этнических конфликтов.

Культурный шок — неосознанная и глубокая реакция индивида или группы при столкновении с чужой культу рой

Культурогенез — процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества.

Культурология — научное направление, изучающее сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Легитимация— согласный с законом, законный, должный, надлежащий; процесс социального или культурного «узаконивания»

Локальная культура — какая-либо отдельная культура, существующая в определенном месте, обладающая набором индивидуальных неповторимых черт и не связанная с другими культурами.

Маргинальная культура — тип культуры, не принадлежащий ни к одной этнической культуре.

Маргинальность культурная - положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами н проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.

Массовая культура — тип культуры, свойственный социальным группам с «усредненным» уровнем духовных потребностей.

Материальная культура — совокупность материальных продуктов человеческой деятельности.

Медный век — исторический период в общественном развитии между каменным и бронзовым веками, когда человек начал пользоваться медными орудиями труда, медным.

Ментальность, менталитет — глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Минимализм — художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства — определенный заранее результат процесса его производства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе.

Мировая культура — совокупность лучших достижений всех сфер и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты.

Мировоззрение — совокупность взглядов на мир и место в нем человека, па отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Мифологическая картина мира — целостная система верований и представлении первобытного человека об устройстве потустороннею и посюстороннего миров, основанная на традициях и мифах.

Мифология — совокупность мифов какого-либо народа, передающих его представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.

Модернизация— изменение, усовершенствование элементов культуры, отвечающее современным требованиям.

Модернизм - термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX р. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модернизмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, механически и формально объединенные в одно целое лишь благодаря их обшей негативной установке к традиционным для новоевропейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д.

Мозаичная культура — тип культуры нетрадиционного типа.

Молодежная субкультура — совокупность взглядов, ценностей, норм поведения, присущих молодым людям в возрасте от 15 до 30 лет.

Монастырь –религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав. Представляет собой единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, им принадлежащих.

Монотеизм –религиозное представление и учение о Едином Боге.

Морфология культуры — 1. научное направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного прогресса.

2. раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов,

Музыка— вид искусства, отражающий действительность-в звуковых художественных образах) и активно воздействующих на психику человека. М. способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей. Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются прежде всего в народной М. На основе народного творчества в соответствии с закономерностями эволюции общества развивается профессиональная М. М. часто сочетается с другими видами искусства; театр, кино, хореография. Различают М, одноголосную и многолосную гомофония, полифония. Жанры М.: героические и комические оперы, песня, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Народная культура — тип культуры, создаваемый непрофессионалами.

Народное творчество — художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом н бытующие в народных массах поэзия, придания, иеенн. сказки, эпос, музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Н. т., зародившееся в глубине древности, является исторической основой всей мировой художестве иной культуры, легочник национальных традиций, выразитель народного самосознания.

Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Научно-техническая революция — понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х — нач. 1950-х гг.

Национальная культура — совокупность исторически сложившихся характерных черт и особенностей, присущих представителям того или иного народа.

Национальный характер — совокупность психологических характеристик, присущих большинству членов данного общества или культуры.

Неогегельянство— течение в философии конца XIX — нач. XX вв.. для которого характерно стремление к созданию целостного монистического мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля. Неокантианство — ведущее направление философской мысли Германии сер. XIX — нач. XX в , решавшее основные вопросы философии путем нового истолкования учения И. Канта.

Неолитическая революция — исторический период перехода человечества от присваивающего к добывающему типу хозяйства, от культуры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бродячего к оседлому образу жизни.

Нигилизм — I. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. 2 Идейное течение европейской культуры конца XIX — нач. XX в.

Ноосфера — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления ис социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия — техносфера, антропосфера, социосфера.

Нормы культурные — совокупность общепринятых требований к поведению, общению и образу жизни людей, принятых в данной культуре.

Образ — 1) результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. На чувственной ступени познания — ощущения, восприятия, представления: на уровне мышления — понятия, суждения, умозаключения; 2) О. художественный — способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся, нераздельным единством чувственных и смысловых моментов; 3) О. в христианстве — изображение святого, икона.

Образ жизни — совокупность типичных видов и способов жизнедеятельности индивидов, социальных групп и общества в целом.

Обряд — традиционные действия, сопровождающие важные периоды жизни индивида, социальной группы и общества в целом.

Обыденная культура — тип культуры, основывающийся на следовании обычаям повседневной жизни социальной и этнической среды, в которой человек проживает.

Обычай — исторически установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками и воспроизводимый в неизменном виде в течение длительного времени.

Отчуждение — процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчуждение означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.

Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Партикуляризм— движение к обособлению каких-то частей.

Патриархат— сменившая матриархат форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся преобладающей ролью мужчин в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Первобытная культура — совокупность культур народов, живших в каменном веке.

Персонализм — направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствую щей ценностью культуры является творческая личность.

Перформанс— публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение ее в непосредственный творческий акт.

Плюрализм — особая мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентации.

Поп-арт — одно из направлений англо-американского искусства ((новой реальности», возникшее в 1950-х гт. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.

Поп-культура — I. Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности, массовости.

Постмодерн, постмодернизм — в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970-— 1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путем его цитирования. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентации.

Постструктурализм — направление в философском и социо-гуманитарном знании, получившее развитие в 1960—1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов

Прикладная культурология — научное направление, изучающее и разрабатывающее методики прогнозирования и управления культурными процессами.

Прогресс культуры — поступательное развитие культуры, при котором она становится более сложной, многогранной и разнообразной.

Психология культуры — научное направление, изучающее психологические аспекты культуры личности и общества.

Рационализм — система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум

Реализм –понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных видов искусства. Меру реалистичности произведения определяет мера проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Редукционизм— методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым явлениям.

Религия — мировоззрение, основанное на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.

Релятивизм культурный — 1. методологический подход в изучении и исследовании культур, предполагающий признание относительности, то есть ограниченной ценности каждой этнической культуры и их равноправного положения независимо от уровня развития; 2. умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истинности, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм Релятивизм утверждает множественность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов.

Реституция— возвращение одним государством другому имущества и культурных ценностей, незаконно захваченных во время войны

Рефлексия культурная — процесс осмысления и переживания, возникающий вследствие воздействия на индивида различных феноменов и ценностей культуры.

Ритуал— тип символического упорядоченного поведения и системы действий, выражающий определенные социальные и культурные ценности.

Рок-культура — явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром является контр культура.

Романтизм – явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII-первой XIX в. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы.

Сакральное— святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительна ценные.

Самоидентичносгь культурная — осознанное отождествление индивидов к общественных учреждений их принадлежности к культуре, в пределах которой они существуют.

Семантика культурная — направление культурологии, изучающее культурные феномены как средство коммуникации между личностью л обществом.

Семиотика, или Семиология — общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.

Символ— знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Симулякр — образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинности, поверхностный - гиперреалистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики.

Синергетика — наука о процессах самоорганизации в природе и обществе .Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Синкретизм — отличительное свойство первобытной культуры, выражающееся в слитности, нерасчлененности и сочетании разнородных культурных элементов.

Синкретизм— слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальную неразделенность, неразвитое состояние чего либо.

Социализация— процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и веровании и т п.

Социальные институты культуры — совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура.

Социодинамика культуры — научная дисциплина, изучающая в синхронном и диахронном аспекте динамику культурных процессов.

Социология культуры — научное направление в социологии, изучающее социальные аспекты создания, распространения, хранения и потребления культурных ценностей.

Специфическая культура — тип культуры, не похожий на другие, развивающийся по своим внутренним законам и малосвязанный с другими культурами и культурными универсалия ми.

Средство массовой информации — средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации.

Стандартизация — процесс введения единой сетки общеобязательных, стандартов, единство знаков.

Стоицизм – философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Стоики считают частями философии логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика плодами.

Структурализм— направление в. гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, историк, этнографии и др.); возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделирование, элементы семиотики, формализации и математизации. Структурализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно подчиняется человек.

Субкультура— особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри "господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.

Сублимация — процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

Субъективизм — особое отношение к миру, человеку, к любому явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта

Сциентизм— мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественнонаучного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в.

Текст(в широком семиотическом смысле) — любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Теоретическая культурология — направление в культурологии, исследующее фундаментальные проблемы культуры и закономерности ее развития.

Теория культуры — составная часть культурологии, основу которой составляет понятийный и категориальный аппарат, используемый при изучении культуры.

Техносфера — область действительности, для которой характерно применение техники. Термин появился в 1940—1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.

Типология культур — классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общими признаками, свойствами.

Типы культур — отдельные культурные системы, возникшие у того или иного народа, имеющие общие свойства и непохожие на культурные системы других народов.

Толерантность — терпимое и уважительное отношение к ценностям и нормам чужих культур.

Тоталитарная культура — официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 1920—1950-х гг.

Традиции — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.

Трансавангард — течение постмодернистской живописи, чье эстетическое кредо заключается в противопоставлении неоавангарду, новой живописности, фигуративности, экспрессивности, яркой выраженности личностного начала; установке на эстетическое наслаждение, свободном сочетании художественных стилей прошлого.

Трансформация культуры — изменения в культуре под влиянием внешних и внутренних факторов.

Умозрение — тип мышления, характеризующийся отвлечением от чувственного опыта, конструирующее бытие только из абстрактных представлений и идей.

Универсалии культурные — черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий; изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.

Универсалии культуры — фундаментальные проблемы, с которыми человечество сталкивается во всех культурах, и общие способы их разрешения.

Унификация — приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Утилитаризм— направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобритании в конце XVIII - нач. XIX в.

Философия культуры — общая теория культуры, исследующая сущность и природу культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений.

Фольклор— народное творчество и произведения искусства, созданные народом, имеющие распространение в различных слоях народных масс.

Функции культуры — совокупность назначений и ролей, которые выполняет культурах в жизнедеятельности какого-либо общества или народа.

Функциональные знаки - предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители социальной информации.

Харизма — исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям

Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, не обитающих в сходных естественно-географических условиях и находящихся на одинаковом уровне исторического развития.

Храм –архитектурное сооружение предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Хронотоп — единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного культурного или художественного смысла.

Художественная культура — совокупность различных видов художественной деятельности.

Хэппенинг — театрализованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности, непосредственному физическому контакту с публикой, повышенной действенности искусства.

Ценности культурные — совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества.

Ценностная ориентация — комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант .могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей

Цивилизация— локальная социокультурная общность людей, достигшая в своем развитии значительного прогресса в материальной и духовной культуре.

Цикл культуры — время существования данной культуры от ее зарождения до гибели.

Школа «Анналов» («новая историческая наука») — научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг журнала «Анналы». Сторонники этого направления настаивали на замене классической «истории-повествования» «историей - проблемой», т.е. историей, описывающей все существующие в обществе связи: экономические, социальные, культурные.

Эволюционизм — направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

Экзистенциализм- философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий

Эклектизм— механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов в архитекторе и изобразительном искусств.

Эксплицирование — выражение, определение, объяснение чего-либо в ясной, четкой форме.

Экуменизм, экуменическое движение –движение за объединение всех христианских церквей. Руководящий орган – Всемирный совет церквей (ВСЦ) с 1948 г. Поддерживается большинством протестантских и православных церквей, Армянской апостольской и др. церквами. Русская православная церковь влилась в экуменизм в 1961 г.; поддерживает миротворческие акции ВСЦ, добивается отражения в экуменических решениях и документах не только протестантских, но и православных подходов к богословским проблемам.

Элитарная культура — часть культуры, ориентированная на особую социальную группу общества (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новым и оригинальным явлением культуры, противостоящая массовой культуре.

Энтропия социокультурная — процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.

Эпикуреизм – философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название Сад, а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души и дружба.

Эпистема — общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.

Эпистемология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности Эпос — 1) в устном народном творчестве — героические сказания, былины. 2) род художественной литературы наряду с рассказом, романом, повестью, возникает в фольклоре.

Эпоха Просвещения –эпоха духовного развития европейского общества XVII-XVIII веков, основой для которой стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Эргалический подход — подход в понимании происхождения и сущности культуры, в основе которого лежит представление о решающей роли труда и трудовой деятельности человека, что свойственно марксистскому взгляду на культуру

Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последующей расплате за это. Этническая группа — часть общества, члены которой осознают себя (или считают, по мнению других) носителями обшей культуры.

Этническая культура — совокупность культурных достижений какого-либо народа, обладающих ярко выраженными отличительными этническими чертами.

Этногенез— исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этно-социальных организмов и их специфических этнокультурных систем.

Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, лингвистическая антропология и др.) -— наука, занимающаяся исследованием связей между языковыми и культурными явлениями.

Этнология— наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции — часть или синоним культурной антропологии, в европейской — аналог социальной антропологии.

Этнос, этническая общность — исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса — общность территории и языка. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Этноцентризм выражается в признании превосходства своей этнической культуры по отношению к другим кулътурам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное мироощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления того или (того этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными Этноцентризм — свойство этнического самосознания воспринимать н оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, предпочтение образа жизни и культуры своего этноса перед другими этническими группами.

Этос — обоощенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Язык культуры — совокупность форм, знаков, символов, текстов, которая позволяет людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, успешно ориентироваться в пространстве и времени культуры.

Языковые игры — понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации. Подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».

 

2.СЛОВАРЬ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

2.1.Персоналии мировой культуры (кроме отечественной культуры).

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (Аврелий Августин) (354-430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Родоначальник христианской философии истории (сочинения «О граде божьем»); «земному граду» — государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» — церковь.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (1193—1280), немецкий философ и теолог. Альберт Великий занимался адаптацией трудов Аристотеля к нуждам современного ему христианства. Известны его комментарии к «Этике», «Физике» и «Политике» Аристотеля. Впоследствии эту работу продолжил его ученик Фома Аквинский. К сожалению, Альбертом Великим не была создана целостная философская система, поскольку большее внимание уделялось им преподаванию-и разработке отдельных, наиболее заинтересовавших его проблем. Одной из таких проблем было познание. Он написал двухтомный труд по зоологии, к сожалению, многие из его работ по естествознанию утрачены. Ему принадлежат также трактаты о минералах. Кроме естествознания, он обладал огромными для того времени познаниями в химии, физике и механике.

АРАГОН Луи (1897-1982), французский писатель. Один из основателей сюрреализма (стихи, роман «Парижский крестьянин», 1926). В 1930-е гг. разделял позиции социалистического реализма; преобразования в СССР осмысливал как подлинное воплощение социалистической идеи. Один из организаторов Движения Сопротивления. Цикл романов «Реальный мир» (1934-51; в т. ч. тенденциозный роман «Коммунисты», т. 1-6, 1949-51). Эссеистские, искусствоведческие книги («Анри Матисс. Роман» (1971). «Театр-роман» (1974). Поэтические сборники (в т. ч. «Глаза и память», 1954; поэма «Неоконченный роман»: 1956), лирические циклы стихов, посвященные Эльзе Триоле, жене поэта.

АРИСТОТЕЛЬ (384 до н. э.— 322 до н. э.), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского. Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Философия Аристотеля содержит учение об основных, принципах бытия; действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели. В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи. В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице, следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. Основной принцип аристотелевой этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

АРИСТОФАН (ок. 445 — ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф. В комедиях Аристофана нашли отражение актуальные события того времени, выступления против военной политики («Лисистрата»), поношение реальных личностей (Сократа — в «Облаках»), фантастнческие ситуации («Ахарняне», «Птицы»),

БАЛЬЗАК Оноре де (1799-1850). французский писатель. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830-31), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-35), «Цезарь Биротто» (IS37), «Утраченные иллюзии» (1837-43), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея Бальзака — грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.

БАХ Иоганн Себастьян ( I685-— 1750) немецкий композитора органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44)", Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну л (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.

БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770—1827), немецкий композитор, представитель венской классической школы. Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я. 1808. 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1314; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли, инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано, (среди них т. н. «Патетическая»), 1798. «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).