ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Говоря о социальной работе необходимо изначально определить, что мы подразумеваем подданным термином. По большому счету, любая деятельность, направленная на помощь нуждающемуся человеку, является социальной работой. "Смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию" [Теория социальной работы, под ред. Холстовой, М.,1998]. Многие учреждения и структуры декларируют среди своих целей помощь человеку. Но по содержанию деятельности они часто отстаивают не право индивида на достойное существование, самореализацию в обществе, а возможность государства избежать проблем, связанных с наличием социально незащищенных слоев населения. Это наследство досталось нам от советских времен, когда существование социальных проблем просто не признавалось, а то, что выпадало за рамки благополучия, "пряталось" от глаз общества. Крушение идеологии привело к развитию новых экономических отношений, нового законодательства, к новым проблемам. Но механизмы реагирования, а главное - стереотипы отношения к социально незащищенным слоям, к нарушению прав человека, остались прежними. "Социальная санитария", порой переходящая в "хирургию", не спешит сдавать позиции "социальной терапии". Если семья не справляется с воспитанием ребенка, его надо изъять и поместить в интернат. Если он сбегает из интерната - значит, ненормален, его надо поместить в психоневрологический интернат. Если он отстал от программы на 2 класса - в школу для детей с задержкой психического развития. И ни у кого не возникает вопроса: каково мнение ребенка, существуют ли другие возможности решения проблемы? Это наглядный образец "социальной санитарии". Перечисление таких образцов можно продолжить. И самое в них страшное - логика таких решений четко прописана, имеет предписания на все случаи и не предполагает альтернатив. Она освобождает чиновников от необходимости думать и сомневаться, искать оптимальный путь. И если кто-то берет на себя такую смелость, сама система ждет его ошибки, чтобы еще раз показать бесполезность поисков. Но сейчас старая логика сама стала давать сбои, и в некоторых ситуациях не действует совсем. Появилась потребность в новых образцах действия.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Введена такая должность, начата подготовка специалистов, появились кафедры и институты социальной работы. К сожалению, на практике это стало скорее формальным признанием необходимости такой деятельности, а не ее началом. Специалисты не находят применения своим знаниям. Представление о деятельности социальных работников весьма расплывчато не только у администрации учреждений, но и у самих специалистов. Как отмечает Шапиро Б.Ю. "Эффективность социальной работы снижается из-за того, что различные ее направления курируются чуть ли не десятком различных министерств и ведомств, имеющих свое собственное финансирование".

Это приводит к распределению ответственности за различные аспекты существования одних и тех же категорий населения, в результате чего, в зависимости от ситуации, ведомства то вступают в конкуренцию за сферу влияния, то перекладывают друг на друга ответственность при появлении комплексных проблемных, трудноразрешимых ситуаций. Особенно ярко это проявляется при работе с социально дезадаптированными несовершеннолетними. Проблема школьной дезадаптации ложится на плечи министерства образования, правонарушения - на МВД, наркомания - на здравоохранение, а проблемы в семейных отношениях принимаются во внимание лишь в случае их крайнего обострения, необходимости применения экстремальных мер, и ложатся на плечи территориальных органов опеки. Комиссии по делам несовершеннолетних, призванные заниматься данной проблемой во всех ее проявлениях и наделенные на бумаге достаточными полномочиями для этого, на деле не в состоянии оказать сколько-нибудь значимого влияния на ситуацию, не имея для этого ни средств, ни профессиональной подготовки. По сути КДН присвоены функции социальной службы, но при этом не создано хоть каких-то механизмов для их выполнения. Появилась тенденция вводить должности социальных работников от различных ведомств. Так в школах появляются социальные педагоги, о социальных работниках говорят и в медицине. Но о социальной работе, как о форме помощи человеку в трудной жизненной ситуации, пока говорят только в ВУЗах, учебных пособиях и на конференциях.

На настоящий момент в России выпущено достаточно много литературы по социальной работе. Это учебные пособия, справочники, словари. Социальная работа в них рассматривается как "специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц". [5]

Человека или группу, которым предоставляется помощь социального работника, принято называть клиентами.

В учебнике по социальной работе [5] даются следующие определения объекту и предмету социальной работы:

Объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, которая нарушает (или грозит нарушить) возможности нормального функционирования указанных объектов.

Предметом социальной работы является социальная ситуация - конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредованных воздействий, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

При этом "цель деятельности социального работника - улучшение или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения".

В практике социальной работы выделяются три уровня преобразовательной деятельности: внутри общества как целого (макроуровень); внутри сообществ и социальных институтов (мезо-уровень); в рамках семей и индивидуумов (микро-уровень). [6] При этом "социальные перемены достигаются только благодаря преобразовательской работе, проводимой одновременно на всех уровнях".

Добавим, что в идеале преобразования, происходящие на разных уровнях, должны быть связаны единой логикой. В настоящее время процессы на разных уровнях происходят вне зависимости друг от друга. В результате принимаемые законы и постановления не имеют механизмов реализации, специалисты по социальной работе, прошедшие обучение в институтах, не находят применения своим знаниям и навыкам, а решением социальных проблем занимаются непрофессионалы, поставленные перед этой необходимостью в ходе своей практической деятельности.

На наш взгляд, фундаментом социальной работы является практическая деятельность специалистов с клиентами. Именно на этом уровне проясняются конкретные социальные проблемы, требующие своего решения, определяется характер необходимой помощи и профессиональные качества специалиста по социальной работе. Практика предъявляет свои требования и к обучению специалистов, и к законодательству.

В последней редакции (1994г.) тарифно-квалификационной характеристики должности "специалист по социальной работе" выделяются следующие его функции:

• "аналитика-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в раз личных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);

• диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);

• системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);

• активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

• действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);

• организаторская (координация деятельности различных государственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);

• эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства)". [3]

На практике реализация этих функций чаще всего затруднена из-за отсутствия механизмов поддержки социальной работы. Выявление клиентов обычно происходит по факту крайнего обострения проблемы, и практически не ведется профилактической деятельности. Установление причин нередко ограничивается показаниями самих клиентов. Специалисты обычно не готовы работать с немотивированными клиентами, и "активизация потенциала" происходит методом внешнего административного давления. Организаторская функция сталкивается с принципом ведомственной принадлежности различных учреждений и различным пониманием своих задач по отношению к клиенту.

Практическое выполнение названных функций возможно лишь при условии организации территориальной социальной службы.

Социальная служба, организованная Российским благотворительным Фондом "Нет алкоголизму и наркомании" (Фонд "НАН"), может выступить в качестве модели такой работы, прошедшей проверку в ходе практической деятельности.