Поиск в ширину

Поиск в ширину (англ. breadth-first search, BFS) – один из алгоритмов обхода графа. Метод лежит в основе некоторых других алгоритмов близкой тематики. Поиск в ширину подразумевает поуровневое исследование графа: вначале посещается корень – произвольно выбранный узел, затем – все потомки данного узла, после этого посещаются потомки потомков и т.д. Вершины просматриваются в порядке возрастания их расстояния от корня.

Пусть задан граф G=(V, E) и корень s, с которого начинается обход. После посещения узла s, следующими за ним будут посещены смежные с s узлы (множество смежных с s узлов обозначим как q; очевидно, что qV, то есть q – некоторое подмножество V). Далее, эта процедура повториться для вершин смежных с вершинами из множества q, за исключением вершины s, т. к. она уже была посещена. Так, продолжая обходить уровень за уровнем, алгоритм обойдет все доступные из s вершины множества V. Алгоритм прекращает свою работу после обхода всех вершин графа, либо в случае выполнения наличествующего условия.

Рассматривая пример, будем считать, что в процессе работы алгоритма каждая из вершин графа может быть окрашена в один из трех цветов: черный, белый или серый. Изначально все вершины белые. В процессе обхода каждая из вершин, по мере обнаружения, окрашивается сначала в серый, а затем в черный цвет. Определенный момент обхода описывает следующие условие: если вершина черная, то все ее потомки окрашены в серый или черный цвет.

Имеем смешанный граф (рис. 9.1) с |V| = 4 и |E| = 5. Выполним обход его вершин, используя алгоритм поиска в ширину. В качестве стартовой вершины возьмем узел 3. Сначала он помечается серым как обнаруженный, а затем черным, поскольку обнаружены смежные с ним узлы (1 и 4), которые, в свою очередь, в указанном порядке помечаются серым. Следующим в черный окрашивается узел 1, и находятся его соседи – узел 2, который становится серым. И, наконец, узлы 4 и 2, в данном порядке, просматриваются, обход в ширину завершается.

 

 

Рисунок 9.1 – Смешанный граф

 

Алгоритм поиска в ширину работает как на ориентированных, так и на неориентированных графах. Дать понять это был призван смешанный граф, используемый в примере. Стоит отметить, в неориентированном связном графе данный метод обойдет все имеющиеся узлы, а в смешанном или орграфе это необязательно произойдет. К тому же, до сих пор рассматривался обход всех вершин, но вполне вероятно, достаточным окажется, например просмотр определенного их количества, либо нахождение конкретной вершины. В таком случае придется немного приспособить алгоритм, а не изменять его полностью или вовсе отказаться от использования такового.

Теперь перейдем к более формальному описанию алгоритма поиска в ширину. Основными объектами – тремя структурами данных, задействованными в программе, будут:

· матрица смежности графа GM;

· очередь queue;

· массив посещенных вершин visited.

Две первые структуры имеют целочисленный тип данных, последняя – логический. Посещенные вершины, заносятся в массив visited, что предотвратит зацикливание, а очередь queue будет хранить задействованные узлы. Напомним, что структура данных «очередь» работает по принципу «первый пришел – первый вышел». Рассмотрим разбитый на этапы процесс обхода графа:

1. массив visited обнуляется, т. е. ни одна вершина графа еще не была посещена;

2. в качестве стартовой, выбирается некоторая вершина s и помещается в очередь (в массив queue);

3. вершина s исследуется (помечается как посещенная), и все смежные с ней вершины помещаются в конец очереди, а сама она удаляется;

4. если на данном этапе очередь оказывается пустой, то алгоритм прекращает свою работу, иначе посещается вершина, стоящая в начале очереди, и помечается как посещенная, все ее потомки заносятся в конец очереди;

5. выполнять пункт 4, пока это возможно.

Поиск в ширину, начиная со стартовой вершины, постепенно уходит от нее все дальше и дальше, проходя уровень за уровнем. Получается, что по окончанию работы алгоритма будут найдены все кратчайшие пути из начальной вершины до каждого доступного из нее узла.

Для реализации алгоритма на ЯП потребуется: умение программно задавать граф, а также иметь представление о такой структуре данных, как очередь.

 

Код программы на C++:

 

const int n=4;

int i, j;

int GM[n][n] = //матрица смежности графа

{

{0, 1, 1, 0},

{0, 0, 1, 1},

{1, 0, 0, 1},

{0, 1, 0, 0}

};

 

void BFS(bool *visited, int unit) //поиск в ширину

{

int *queue=new int[n];

int count, head;

for (i=0; i<n; i++) queue[i]=0;

count=0; head=0;

queue[count++]=unit;

visited[unit]=true;

while (head<count)

{

unit=queue[head++];

cout<<unit+1<<" ";

for (i=0; i<n; i++)

if (GM[unit][i] && !visited[i])

{

queue[count++]=i;

visited[i]=true;

}

}

delete []queue;

}

 

void main() //главная функция

{

int start;

cout<<"Стартовая вершина >> ";

cin>>start;

bool *visited=new bool[n];

cout<<"Матрица смежности графа: "<<endl;

for (i=0; i<n; i++)

{

visited[i]=false;

for (j=0; j<n; j++)

cout<<" "<<GM[i][j];

cout<<endl;

}

cout<<"Порядок обхода: ";

BFS(visited, start-1);

delete []visited;

}

 

Код программы на Pascal:

 

const n=4;

type

MassivInt=array[1..n, 1..n] of integer;

MassivBool=array[1..n] of boolean;

var

i, j, start: integer;

visited: MassivBool;

 

const GM: MassivInt = {матрица смежности графа}

(

(0, 1, 1, 0),

(0, 0, 1, 1),

(1, 0, 0, 1),

(0, 1, 0, 0)

);

 

procedure BFS(visited: MassivBool; _unit: integer); {поиск в ширину}

var

queue: array[1..n] of integer;

count, head: integer;

begin

for i:=1 to n do queue[i]:=0;

count:=0; head:=0;

count:=count+1;

queue[count]:=_unit;

visited[_unit]:=true;

while head<count do

begin

head:=head+1;

_unit:=queue[head];

write(_unit, ' ');

for i:=1 to n do

begin

if (GM[_unit, i]<>0) and (not visited[i]) then

begin

count:=count+1;

queue[count]:=i;

visited[i]:=true;

end;

end;

end;

end;

 

begin {основной блок программы}

write('Стартовая вершина >> ');

read(start);

writeln('Матрица смежности графа: ');

for i:=1 to n do

begin

visited[i]:=false;

for j:=1 to n do write(' ', GM[i, j]);

writeln;

end;

write('Порядок обхода: ');

BFS(visited, start);

end.

 

В двух этих программах используется граф, изображенный на предыдущем рисунке, точнее его матрица смежности. На ввод может поддаваться только одно из 4 значений, т. к. в качестве стартовой возможно указать лишь одну из 4 имеющихся вершин (программы не предусматривают некорректных входных данных):

 

Входные данные Выходные данные
1 2 3 4
2 3 4 1
3 1 4 2
4 2 3 1

 

Граф представлен матрицей смежности, и относительно эффективности это не самый лучший вариант, так как время, затраченное на ее обход, оценивается в O(|V|2), а сократить его можно до O(|V|+|E|), используя список смежности.