Воздействие экзогенных геологических процессов на населенные пункты и хозяйственные объекты

 

Учет воздействий ЭГП на населенные пункты и хозяйственные объекты выполняется с использованием материалов, полученных нами при проведении работ по мониторингу ЭГП, данных организаций и ведомств, занимающихся схожими работами и СМИ.

За отчетный период на участках наблюдательной сети и за её пределами выявлено 35 объектов, подвергшихся воздействию ЭГП. Пострадало большое количество участков автодорог, мосты, участок газопровода. Практически все случаи воздействия на НХО зафиксированы в горной части КБР. Все выявленные пораженные объекты сосредоточены в Зольском, Эльбрусском, Чегемском, Черекском муниципальных районах КБР, в основном на участках многолетнего развития объектов ЭГП. От воздействия селевых потоков пострадало 9 объектов, оползней – 16, обвалов – 10. Суммарная протяженность пораженных участков автодорог всех типов составила 1,894 км, газопроводов ~ 20 м.

Наибольший ущерб был причинен селевым потоком по р.Экипцоко (пр. приток р.Малка выше с. Сармаково), было разрушено 80 м автодороги Малка-Ингушли. Расходы на восстановление участка дороги с водопропускным сооружением составили 10,7 млн. рублей, работы были завершены в августе (рис.14-15).

Повышенная частота воздействий на населенные пункты и НХО в горной части КБР обусловлена многими факторами: прежде всего, сложным геологическим строением и рельефом, высотно-климатической зональностью, широким развитием оледенения и т.д., а также линейным расположением объектов (вытянутым вдоль долин главных водотоков) транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктур и населенных пунктов. Все населенные пункты на обследованной территории располагаются по берегам рек, на береговых террасах или древних конусах выноса, зачастую на приустьевых участках водотоков более высокого порядка, и большей частью подвержены воздействию селевых потоков и комплекса ЭГП (оползни, обвалы-осыпи).

 

Рисунок № 14. Автодорога Малка-Ингушли, разрушенная 20 апреля потоком по р. Экипцоко (фото Госкомдор КБР, 20.04.2012г.) Рисунок № 15. Восстановленная автодорога Малка-Ингушли, сентябрь 2012г.

 

Для горных долин (ущелий) характерен дефицит мест, удобных для прокладки линейных сооружений, и нередко совместное расположение автодорог, ЛЭП, газопровода, линии связи на участке ограниченной ширины, приводит к тому, что во время активизации одного типа ЭГП поражается сразу несколько объектов инфраструктуры. Это хорошо видно на примере участка долины р. Чегем между селами Нижний Чегем и Хуштосырт, где 21 июля 2011 года после массовой активизации комплекса ЭГП было одномоментно нарушено транспортное сообщение, поврежден газопровод, линия связи и ЛЭП. Летом 2012 года здесь также были отмечены проявления ЭГП, приведшие к перекрытию единственной в ущелье автодороги или к прекращению подачи газа в вышележащие сёла.

Наиболее опасные процессы, угрожающие населенным пунктам и НХО на обследованной территории – сели, оползни, обвалы, боковая эрозия; на равнинной части КБР, где работы по мониторингу ЭГП не проводятся – паводки, просадка, боковая эрозия, подтопления, оползни. Техногенными факторами обусловлено воздействие на объекты на территории Тырныаузской площади наблюдательной сети: огромные объемы перемещенных пород, старые отвалы карьера открытой разработки, нарушенные склоны и откосы – всё это причина активности селей, оползней и обвалов. В последние годы отмечается активизация ЭГП и усиление интенсивности проявлений вдоль трасс реконструируемых или ремонтируемых автодорог (например, Карасу – Безенги).

В целом, в отчетном году отмечается средний уровень воздействия ЭГП на народно-хозяйственные объекты, как по количеству проявлений, так и по масштабам воздействий.