VI группа.
1. Кратко перескажите содержание отрывка «Кончина святою Стефана», (стр. 87-89).
2. Что такое плач? Запишите в тетрадь определение (см. Словарь).
3. Прочитайте выразительно или перескажите близко к тексту отрывок, где передана реакция зырян на печальное известие (стр. 89-91).
4. Ответьте на вопросы:
- Какова основная мысль плача?
- Обратите внимание на его композицию. Можете ли вы сказать, что автор использовал в своем произведении образец народного плача?
- Выпишите существительные, определяющие личность св. Стефана, и глаголы, которыми автор рисует деятельность святого. Почему их такое обилие?
Урок завершается возвращением к эпиграфам, ребята отвечают на поставленный в начале урока вопрос: Какой из эпиграфов, на ваш взгляд, более точно отражает содержание урока? Какой нравится более других? (Один школьники записывают в тетрадь).
Мы снова возвращаемся к теме урока, прочитаем ее, ответим на вопросы:
- Почему ее так сформулировали?
- Как иначе можно назвать урок?
- О чем говорит нам слово «радуйся»...?
Радование – призыв и вопрос. Нужно ли радоваться и чему радоваться? Чему радуется святой Стефан?
Имя Стефана возвратилось на землю Коми. В Сыктывкаре построен прекрасный храм. Старый, к сожалению, разрушен. Восстановлены монастыри, основанные святым Стефаном.
Площади, где стоял в Усть-Сысольске старый Стефановский собор, возвращено прежнее название - Стефановская. Там установлена памятная доска и часовня. К знаменательным датам - 9 мая 1996 и 2006 годов - были проведены в республике олимпиады «Жизнь и деятельность святого Стефана Пермского». В школах изучается его житие. Выпущены прекрасные книги, отражающие деятельность просветителя коми-зырян.
Но это, в основном, внешние приметы нашего времени. Наблюдаем внутренние глубокие изменения в сознании коренных жителей Коми, в их отношении к наследию святого Стефана, которое в годы безбожия было замутнено различными домыслами.
Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что радуется св. Стефан, глядя на ту землю, на которую он пришёл 650 лет тому назад? - вот вопрос, звучащий в теме урока и его содержании. Ответ мы находим в житии: «С миром шел он в новые земли, служил людям, защищал, оберегал от нападений, спасал в голодные годы. Возрадуется его душа, если будет мир на любимой и хранимой им земле».