Занос передних и задних колес АТС.
Рассматривая поперечную устойчивочсть мы полагаем, что при заносе обе оси АТС скользят в поепречном направлении одновременно. Такое явление в практике встречается редко, чаще скользит одна из осей, поэтому надо рассматиривать устойчивость не всего автомобиляя а одной из осей. Для качения колеса без поперечного и продольного проскальзывания необходимо, чтобы сила сцепленияколес с дорогой колес с дорогой была больше геометрическогй суммы поперечной и касательной реакций дороги:
,
где Rz – нормальная реакция дороги на колеса;
Rzy и Rzx – поперечная и продольная реакции.
Отсюда: .
Отношение называют удельной касателной реакцией, равная для ведущего колеса: , а для ведомого .
Для ведомого колеса .
Подставив вместо поперечной силы ее значение возможно определить величину коэффициента сцепления:
.
Учитывая, чему равняется Rz может записать:
.
Колесо, нагруженое тяговой или тормозной силой хуже противостоит заносу, чем ведомое колесо. Для которого справедливо следующее равенство:
.
Сила сцепления колеса с дорогой старается полностью использовать вес АТС. Если сила сцепления равняется нормалной реакиции для возникновения скольжения достаточно небольшой боковой. Для гашения начавшегося заноса необходимо уменьшить касательнуб реакцию н аколесах путем снижения тормозной силы или уменьшения степени открытия дросельной заслонки.
Занос задней оси у большинства АТС не только вероятнее, но и опаснее. Так у автомобиля, движущегося прямолинейно со скоростью va начинается занос передней либо задней оси со скоростью заноса vзаноса, то в результате сложения скоростей va и vz видим, что заносимая ось перемещатся в направлении результирующей скорости vр.
Вторая ось продолжает двигаться со скоростью va. Это являние приводит к повороту автомобиля вокруг центра О и возникновению центробежной силы.
Занос пеердней оси самопогашается.
Для гашения заноса обычно рекомендуют поворачивать управляемые колеса в сторону заноса. При повороте пеердних полес в сторону заноса, при котором вектор поворота буден равняться vр задней оси, автомобиль перестает поворачиваться и начинает двигаться поступательно в направлении равнодействующего вектора.
При большем угле поворота центр поворота оказывается с противоположной стороны и поперечная составляющая центробежной силы будет направлена в сторону, противоположную заносу.