Сопротивление качению.
Возникает вследствие затрат энергии на гистерезисные внутренние потери в шине (иногда внешние – преобразование колеи).
Ввиду слжности всех факторов сопротивление оценивают по суммарным затратам энергии, считая силу сопротивления качению внешней по отношению к автомобилю.
Величину коэфициента сопротивления качению колеса определяют в ходе дорожных. Либо лабораторных испытанийю при этом колесо катится в ведомом режиме и определяется усилие необходимое для качения этого колеса. Коэффициент сопротивления качению изменяется в зависимости от скорости АТС. Однако это изменение ощутимо лишь при скоростях свыше 80 км/ч.
По данным дорожных испытаний величина коэфициента сопростивления качнию колеса нескоько завышена, т.к. кроме потерь на качение сопротивление оказывают потери в элементах трансмисии. Зависимсость коэфициента сопротивления качению от скорости движения атовомбиля опреджеляется формулой:
,
где f0 – коэффициент сопротивления качению при скорости менее 80 км/ч;
va – скорость движения автомобиля.
На коэффициент сопротивления качению оказывает влияние состояние дорожного покрытия и при движении по деформируемой поверхности образуется колея, требующая для своего появляния затрат энергии. Расчет коэфициента сопротивления качению колеса с учетом всех факторов весьма затруднен, поэтому пользуются упрощенной зависимостью для определения коэффициента сопротивления от дороги:
, где CZ -коэфмциент сопротивления качению, обусловленый лишь силй смятия грунта.
Сила сопротивлениюя качнию колес равняется:
,
где Rz – нормальная реакция опорной поверхности i-го колеса;
f – коэффициент сопротивления качению i-го колеса;
n – число колес.
Данное сопротивление качению колеса по деформируемой дороге соответствует движению АТС на горизонтальном участке пути. При движении на подьем или спуск возникает дополнительная сила – сила сопротивления подьему. Крутизна автмобильной дороги характеризуется величиной угла a в градусах или величиной уклона дороги i. Вес АТС, движущегося на подьем возможно разложить на 2 составляющие: первая составляющая, направленая паралельно дороге - Gasina и вторая – перепендикулдярная дороге Gacosa..
Сила сопротивления подьему .
На автборогах углы подьема не превышают a=4…5°, а для таких углов можно принять, что уклон i=0,01 соответствует углу a=35¢, при этом , т.е. сила сопротивления подьему:
.
При движении автомобиля как при подьеме, так и на спуске сила сопротивления со тсороны дороги представляет собой сумму сил:
.
При движении автомобиля на подьеме либо спускке, согласно схемы: .
Т.е. для малых углов, которын присущи дороге, мы можем записать, что cosa=1, тогда
или в общем виде Þ
Выражение (i+f) называется коэфициентом сопротивления дороги (обозначается y).