КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Защита ВКР происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК), на которой могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать выпускную работу все желающие.
Задачей ГАК является определение уровня теоретической подготовки слушателя, его подготовленности к профессиональной деятельности и принятия решения о возможности выдачи слушателю диплома о соответствующей квалификации. Поэтому задачей дипломника при защите является не пересказ того, как написано в литературе, а что сделано им самим при изучении проблемы.
Дипломник, получив положительный отзыв о выпускной квалификационной работе от научного руководителя, рецензию внешнего рецензента и разрешение заведующего кафедрой «математического моделирования и информационных систем» о допуске к защите, должен подготовить доклад (до 5 минут), в котором четко и кратко излагаются основные положения выпускной квалификационной работы, при этом при необходимости и для большей наглядности можно пользоваться мультемидийным оборудованием
Также подготавливается раздаточный материал для председателя и членов ГАК. Краткий доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, «своими словами», не зачитывая текст. Дипломник вправе защищать выпускную работу и в случае отрицательного отзыва или рецензии.
Подготовка к защите выпускной квалификационной работы представляет собой важную и ответственную работу. Важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить. Высокая оценка руководителя и рецензента может быть снижена из–за плохой защиты.
Подготовка научного доклада к защите выпускной квалификационной работы выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов.
Доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме (заявленной в выпускной квалификационной работе), изложенное перед аудиторией слушателей. Работа по подготовке доклада требует от студента умения провести анализ освещенных в выпускной квалификационной работе проблем, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно – заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка доклада требует определенных навыков.
Успешное выступление на открытой защите выпускной квалификационной работы во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки доклада.
Подготовка доклада включает несколько этапов работы:
1. Составление плана доклада. Работа над текстом.
2. Оформление материалов выступления.
3. Подготовка к выступлению.
Составление плана доклада. Работа над текстом доклада
После того, как дипломная работа допущена к защите, студенту необходимо составить предварительный план доклада. Составление плана позволит сформировать основу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего выступления. В дальнейшем, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать.
Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку материала выпускной квалификационной работы, сформулировать окончательный план. Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его построения.
Доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение.
Вступление представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой и объектом исследования. «Самая тяжелая задача во время деловой беседы – расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце», – мнение известного американского психолога Дейла Карнеги, в данном случае – это привлечение внимания аудитории к исследуемой проблеме.
Вступление непродолжительно по времени (2–5 минуты), но необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории. Чтобы вступление было способно заинтересовать слушателей, нужно создать благоприятный настрой для будущего восприятия. Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада. Начать доклад нужно с обращения к аудитории. «Уважаемые Председатель и члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию представляется исследование на тему.....».
Основная часть является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).
Для того чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необходимо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с основной задачей автора. Он должен в течение 5 минут, отведенных для изложения результатов, достигнутых при выполнении работы и изложении выводов по основной части, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в выпускной квалификационной работе проблеме.
Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возможность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установленный регламент. Каким образом следует излагать материал в основной части доклада?
Текст выпускной квалификационной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в выпускной квалификационной работе.
Работая над основной частью доклада, автор должен знать, что общим правилом для любого доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (тезис – концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов, или цитат из выпускной квалификационной работы. При этом важно соблюдать равновесие и не перегружать доклад изобилием цифр. Они должны приводиться с большим ограничением. Человеческое сознание может одновременно воспринимать не более чем 7 цифр. Следует избегать простого перечисления чисел. Их лучше сгруппировать, проклассифицировать и представить в виде графика или диаграммы. Нельзя злоупотреблять поговорками, пословицами. Любая пословица должна органически вписываться в содержание доклада. Образность выступления создается логикой его построения и его убедительностью.
Заключение (не более 3 минут) имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. В заключении нужно кратко перечислить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.
Оформление материалов выступления
Подготовленный доклад и будущее выступление в аудитории направлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей видеть.
Автор доклада должен дополнить свое выступление, используя иллюстративный материал, в который будут включены: диаграммы, иллюстрации, графики, также это могут быть изображения мультимедиа.
Однако чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:
– сложным таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков;
– наглядные материалы необходимо представить по всем практическим разделам выпускной квалификационной работы (но не более 6–7 таблиц, графиков и диаграмм);
– тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов.
Подготовка к выступлению
Подготовив материал для доклада, следует решить вопрос о записях к выступлению: готовить полный текст доклада, составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи. Для начинающего докладчика составление полного текста доклада необходимо. Более опытные ораторы (студенты, выступавшие на научных студенческих конференциях) могут составить тезисы доклада. Доклад представляет собой устное произведение, чтение вслух подготовленного текста недопустимо.
Завершающим этапом является подготовка к будущему выступлению, и труд будет вознагражден ярким выступлением.
К необходимым правилам хорошего выступления можно отнести следующие моменты:
– до и после важных мыслей следует делать небольшую паузу;
– для большего акцента сказанного необходимо менять тон голоса и тембр речи. Это сделает речь более выразительной;
– необходимо активизировать аудиторию посредством постановки вопросов.
Студенту необходимо заранее продумать ответы на наиболее общие вопросы, которые могут быть заданы, а также на специальные вопросы, относящиеся конкретно к теме исследования.
Можно указать следующие примерные наиболее общие вопросы, которые могут быть заданы в процессе защиты курсовой работы:
1 Почему Вы выбрали эту тему для своего исследования? В чем заключается ее актуальность?
2 Как отражена в Вашем исследовании связь с актуальными проблемами учета (анализа, аудита) России?
3 Какие цели и задачи Вы ставили в своем дипломном исследовании?
4 Что нового Вы узнали в изученном Вами дополнительном материале по сравнению с учебной литературой?
5 Какие источник использовались в качестве основы для написания выпускной квалификационной работы?
6 Что показалось Вам интересным в той или иной работе, что конкретно Вы использовали в своей выпускной квалификационной работе?
7 С кем из авторов Вы согласны по ряду дискуссионных вопросов, а с кем нет? Почему?
8 Какие выводы и предложения по теме исследования Вы сделали? Каков основной итог Вашей работы?
9 Собираетесь ли Вы продолжать свои исследования по данной теме в будущем? Если да, то, по каким основным направления?
10 Чем Вам могут помочь знания, полученные в данной области, в Вашей дальнейшей научной или практической работе?
Подготовка к докладу с учетом правил и требований, приведенных в данных методических рекомендациях, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.
Мы приводим лишь общую схему подготовки доклада, более детально его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем. По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель, члены комиссии, присутствующие. Вопросы могут относиться к теме выпускной квалификационной работы, специального курса или теории, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме выпускной квалификационной работы.
По докладу и ответам на вопросы ГАК судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы. После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отношение дипломника к своим обязанностям, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, а также оглашается внешняя рецензия. Оценка результата защиты выпускной квалификационной работы производится на закрытом заседании ГАК. При оценке принимаются во внимание оригинальность и научно–практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании ГАК. Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания, содержащиеся в рецензии, а также ответил и на дополнительные вопросы членов ГАК, то окончательная оценка выпускной квалификационной работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предварительной) оценкой. И наоборот, если в процессе защиты студент показал слабое знание рассматриваемых в выпускной квалификационной работе вопросов, то оценка может быть снижена вплоть до неудовлетворительной.
Лучшие дипломные работы, выполненные по наиболее актуальной тематике, в которых продемонстрирован творческий и научный подход к изложению, могут быть рекомендованы на конкурс выпускных работ, проводимые как в ОГИМ, так и других вузах города и России.