Корпоративное управление как институт

Значимость корпоративного управления неуклонно возрастает и в современных условиях становится одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности фирмы. Несмотря на то, что стандарты корпоративного управления внедряются в России с начала 90-х гг., многие компании уже добились значительных успехов в области корпоративного управления. На сегодняшний момент термин «корпоративное управление» получает все более широкую трактовку. И.Беликов, директор Российского института директоров дает следующее определение: «это система взаимоотношений между собственниками копании и ее менеджментом, между различными группами акционеров, между компанией в целом и иными заинтересованными группами по вопросам обеспечения как интересов перечисленных участников корпоративных отношений, так и эффективной деятельности компании и ее соответствия социальным целям и интересам»[1].

Раскрывая понятие корпоративного управления, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) делает акцент на управлении в акционерном обществе, что обусловлено рядом объективных причин. Акционерные общества обладают самой сложной корпоративной структурой, включающей несколько уровней управления, при этом лица, входящие в различные органы управления, могут иметь совершенно различные и даже противоречивые интересы. Это порождает постоянные конфликты внутри общества, что приводит к постоянному перераспределению полномочий между указанными органами. Корпоративное управление выступает институтом, регулирующим взаимодействия основных участников корпоративных отношений.

Согласно трактовке ФСФР, корпоративное управление – способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами. Также корпоративное управление – это комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на него с целью максимизации прибыли стоимости предприятия. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления (одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью, ревизионная комиссия и др.), так и внешние механизмы (условия листинга, рейтинги корпоративного управления).

Организация экономического сотрудничества и развития дает следующее определение: «Корпоративное управление представляет собой систему, с помощью которой осуществляется управление и контроль за деятельностью предпринимательских организаций. Его структура определяет права и обязанности лиц, входящих в корпорацию, например, членов совета директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных лиц, и устанавливает правила и порядок принятия основных решений в корпорации. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, на основе которой устанавливаются цели и задачи деятельности компании и определяются пути и средства их достижения и контролируется деятельность корпорации»[2].

Несмотря на разнообразие определений корпоративного управления, можно выделить общие для всех подходов характеристики:

- корпоративное управление – это система отношений между основными участниками. К основным участникам относят акционеров (владельцев компании), членов совета директоров, менеджеров, представителей государства, ключевых сотрудников и др.

- интересы участников корпоративных отношений могут не совпадать, например, для акционеров ключевыми интересами являются максимизация дивидендных выплат и рост курсовой стоимости акций (капитализации компании), для менеджеров – увеличение вознаграждений, улучшение условий труда и т.д.

- корпоративное управление включает набор процедур, правил и механизмов, при помощи которых достигается баланс интересов участников корпоративных отношений, осуществляется контроль и обеспечивается прозрачность управления корпорацией.