Неокантианство

 

Неокантианство зародилось в 60-х гг. XIX столетия в Германии, и по сей день оно продолжает оказывать довольно сильное влияние на всю евро­пейскую философию.

В неокантианстве выделяют две философские школы – марбургскую (г. Марбург) – Г. Коген (1842–1912) и баденскую (г. Баден) – В. Виндельбанд (1848–1915) и Г. Риккерт (1863–1936).

Исторически сложилось так, что марбургцы оказались более сильными в области ложно-математических наук, вторые – в гуманитарной сфере.

Представители этой школы сконцентрировали внимание на методологии на­учного познания. Они предложили оригинальную концепцию противопоставления естественных и культурно-исторических наук.

В естественных науках задействован творческий разум (Кант – «чистый разум»), в общественных науках — практических разум. Когда в естественных науках изучают природу, то можно вскрыть повторяемость каких-то процессов (смена времен года, лунные затмения и др.). Поэтому здесь руководству­ются номотетическим(законополагающим) методом.

Исторические науки, науки о культуре изучают абсолютно уникальные исторические события и сходства с другими событиями не имеют. Поэтому используют идеографический(описывающий) метод.1

Общественные явления постигаются нормативно: «нормы – не сущее, а должное» (Кант) и телеологически(«телеос» – греч. – цель), т. е. ставится иде­альная цель и то или иное событие рассматривается с этих позиций.

Цель данного направления – интерпретация научного познания. В про­тивоположность позитивизму, считали, что без философских категорий науч­ное познание невозможно. Однако эти философские категории никакого от­ношения к реальности, к миру не имеют. Они замкнуты в разуме, сознании и представляют собой логические конструкции.

Представители данного направления отрицали объективную истину и, следовательно, объективность познания.