ТЕСТ 6 Немецкая классическая философия и романтизм

 

1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:

а) царству божию;

б) декадансу;

в) гуманизму;

г) варварству.

2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью:

а) правителей государства;

б) выдающихся личностей;

в) изобретателей-новаторов;

г) религиозных лидеров.

3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал:

а) язык;

б) новаторство;

в) традицию;

г) миф.

4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с:

а) языка;

б) трудовой деятельности;

в) прямохождения;

г) развития рук.

5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Иммануил Кант впервые выдвинул:

а) теорию подлунного мира;

б) небулярную теорию;

в) теорию предустановленной гармонии;

г) теорию множественности миров.

6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:

а) интуитивно;

б) способом доказательств;

в) на основе чувственного опыта;

г) в первичном ощущении.

7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:

а) априорности чувственного опыта;

б) трансцендентных предметов;

в) апостериорности ощущений;

г) непознаваемости «вещи в себе».

8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:

а) все наше познание начинается с чувственного опыта;

б) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;

в) познание – это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;

г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.

9. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.

10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) интеллектуальный синтез.

11. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

б) человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

12. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим «естественным» законом;

г) примером для подражания других.

13. По Канту, знание нравственного закона:

а) является актуальной проблемой этики;

б) обусловлено образованием или воспитанием;

в) дается в эмпирическом опыте;

г) дано каждому доопытно.

14. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) связан с гуманными или дружескими чувствами.

15. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:

а) научного познания;

б) нравственной философии;

в) морального поведения;

г) правовых взаимоотношений.

16. В этике Канта современники усмотрели:

а) основу новой системы права;

б) моральное доказательство существования бога;

в) истоки нового естествознания;

г) основы современной метафизики.

17. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения человеческой:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованности.

18. По Канту, приятное, вызванное эстетическим объектом, обусловлено:

а) соразмерностью объекта познающим способностям;

б) чувственным наслаждением как совокупностью простых ощущений;

в) логическими атрибутами, лежащими в основании понятий о возвышенном, величественном и т. д.;

г) полезностью и практической значимостью конкретных предметов.

19. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру:

а) практический – «незаинтересованный» – синтетический;

б) созерцательный – эстетический – практический;

в) созерцательный – практический – эстетический;

г) незаинтересованный – созерцательный – синтетический.

20. В «наукоучении» Фихте действующее чистое «Я» в отношении к внешнему миру выявляет:

а) присутствие «бытия для нас» предметов;

б) безотносительность внешних предметов эмпирическому и теоретическому «Я»;

в) содержание внешних предметов внутри сознания «Я»;

г) настойчивое воздействие предметов на биологический организм, дающее возможность проявиться еще неосознанному «Я», способному их освоить.

21. По Фихте, человек отличается от животного тем, что:

а) удовлетворяет инстинктивное влечение с необходимо­стью;

б) осознает инстинктивное влечение как инстинктивное;

в) противопоставляет одному инстинктивному влечению другое;

г) удовлетворяет инстинктивное влечение или нет по собственной воле.

22. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:

а) величие;

б) славу;

в) почет;

г) бессмертие.

23. По Фихте, целью истории человечества является:

а) побуждение идентичности;

б) устремление к субординации;

в) установление координации;

г) определение диспозиции.

24. В философии Фихте природа является:

а) объективной реальностью;

б) отчужденным продуктом «Я»;

в) противостоящим «не-Я»;

г) трансцендентным «Оно».

25. В системе трансцендентального идеализма Шеллинга процесс познания рассматривается, так:

а) объективная природа дополняется трансцендентным богом;

б) «Я» познает безусловное (Дух);

в) объективная природа взаимодополняется достоверным «Я»;

г) достоверное «Я» противостоит природе и утверждается в своей самодостаточности.

26. По Шеллингу, начало сознания состоит в:

а) неосознанном поведении инстинктивного «Я»;

б) действии относительно мира;

в) исключительно в «идеализирующей» деятельности сознания;

г) исключительно в «реализующей» акции сознания.

27. Необходимым условием сознания, по Шеллингу, является:

а) постоянное общение людей;

б) автономная деятельность Я в отношении внешнего мира;

в) взаимодействие с высшим духом;

г) неосознанная деятельность инстинктивного Я.

28. По Шеллингу, история может быть определена, как:

а) воплощение абсолютной свободы;

б) постепенная реализация правового закона;

в) проявление необходимости;

г) воплощение божественного замысла.

29. По Шеллингу, в основе мира лежит:

а) бессознательное;

б) абсолютная идентичность;

в) апейрон;

г) беспредельное.

30. Гегель считал, что в основе реальности лежит:

а) абсолютная идентичность;

б) абсолютное бессознательное;

в) абсолютная идея;

г) абсолютное божество.

31. По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова:

а) ощущение – внутренние и внешние идеи – размышление;

б) чувственный опыт и априорные категории – чистые (неэмпирические) принципы;

в) чувственное познание и врожденные идеи – рациональное познание;

г) чувственная достоверность – восприятие – рассудок.

32. В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассматривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как:

а) противоречие;

б) превращение одного в другого;

в) тождество;

г) неустранимое противостояние.

33. Идею труда, воспитывающего человека и отделяющего его от природы, Гегель связывал с концепцией:

а) свободного труженика;

б) господина и раба;

в) существа из природы;

г) власти страха перед смертью.

34. Гегель полагал, что развитое общество – это:

а) нравственная реальность;

б) общество всеобщего благоденствия;

в) царство божие;

г) правовое государство.

35. Способность общественного индивида выполнять различные в соответствии с обстоятельствами роли в общественном разделении труда Гегель усматривал как результат процесса:

а) натурализации;

б) разумности;

в) отчуждения;

г) опредмечивания.

36. В «Феноменологии духа» Гегель рассматривает различные религии как формы:

а) поклонения человека божеству;

б) самосознания абсолюта;

в) возвышения человека до уровня божества;

г) абсолютного подчинения человека природе.

37. В «Науке логики» Гегеля Абсолют – это:

а) силы, формирующие мир по своему образу;

б) «определения мысли», образующие диалектически организующую систему;

в) субъективное самосознание мысленных определений;

г) объективные предпосылки самосознания.

38. Кратким очерком всей системы философии Гегеля является:

а) Феноменология духа;

б) Энциклопедия философских наук;

в) Наука логики;

г) История философии.

39. В «Логике» Гегеля рассматриваются важнейшие этапы саморазвития Абсолюта и процесс познания предметной действительности. В ней к «объективной логике» относятся:

а) наука о бытии и наука о понятии;

б) наука о бытии и наука о сущности;

в) наука о сущности и наука о понятии;

г) наука о бытии, сущности и понятии.

40. «Истинная бесконечность», по Гегелю, отличается от «дурной бесконечности». «Истинная бесконечность» – это:

а) бесконечность бесконечного прогресса;

б) ряд естественных чисел;

в) выражение определенной структуры целого;

г) бесконечный прогресс количества, не содержащий качества.

41. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует – разумно;

б) все, что существует – действительно;

в) разумное тождественно действительному;

г) все, что разумно – действительно.

42. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:

а) становление свободного человека;

б) самоцельное становление свободы;

в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве.

43. В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который:

а) рассматривается в плане судьбы индивидуума, и его реализация как «должного» переносится в трансцен­дентный мир;

б) в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни;

в) есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения;

г) есть существующий оплот европейского «священного союза».

44. Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это:

а) правые гегельянцы;

б) старогегельянцы;

в) младогегельянцы;

г) неогегельянцы.

45. «Кульминацией потребностей», «познавательным критерием», «признаком бытия» и творческой активности человека Л. Фейербах называл любовь:

а) половую;

б) как страсть;

в) как чувство;

г) всеобщую.

46. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):

а) политикой;

б) философией;

в) наукой;

г) религией.

47. По Фейербаху, «воплощенные, овеществленные, осуществленные желания человека» – это:

а) идеи;

б) поступки;

в) боги;

г) другие люди.

48. «Новая этика и религия человека», к которой при­зывал Фейербах, это религия и этика:

а) права;

б) государства;

в) Абсолюта;

г) любви.

***

ТЕСТ 7. Западноевропейская философия XIX – начала XX вв.

 

1. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

а) материалистическое понимание истории;

б) категорический императив;

в) безосновная воля;

г) диалектика абсолютного духа.

2. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы.

3. К законам материалистической диалектики не относится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество, и обратно;

г) отрицания отрицания.

4. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть вceгo лишь совокупность представлений (Vorstellungen), которые ассоциируются более всего с понятием:

а) вещь в себе;

б) эйдос;

в) майя;

г) монада.

5. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

а) природы;

б) бога;

в) воли;

г) разума.

6. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:

а) удел радостей и прогресса;

б) цепь тревог, разочарований и мучений;

в) подобие маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;

г) серая и безликая «жизнь насекомых».

7. Согласно Шопенгауэру, человеческая история – это:

а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;

б) неизбежное приближение Страшного Суда;

в) бессмысленное сплетение событий;

г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность.

8. Основное философское понятие, которое определяет концепцию Э. фон Гартмана, – это:

а) воля;

б) представление;

в) бессознательное;

г) искупление.

9. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора:

а) любовь;

б) страх;

в) зависть;

г) радость.

10. Центральная идея философии С. Кьеркегора:

а) человек – это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу и улучшает его;

б) основная антропологическая единица – народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах;

в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;

г) реально существуют только универсальные явления – род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.

11. С. Кьеркегор рассматривал три стадии существования Единичного:

а) гносеологическая – этическая – эстетическая;

б) гносеологическая – эстетическая – религиозная;

в) эстетическая – этическая – религиозная;

г) эстетическая – этическая – гносеологическая.

12. По С. Кьеркегору, мыслящее сознание неизбежно приходит к парадоксу:

а) оно стремится осознать себя как «вещь»;

б) оно хочет осознать себя, и в то же время – боится этого;

в) оно не может решить, что же такое само «мышление»;

г) оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что невозможно осмыслить.

13. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм;

б) берклианство;

в) трансцендентализм;

г) эмпириокритицизм.

14. Известна формула О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы...»:

а) умозаключать;

б) распознавать;

в) не ошибаться;

г) быть способным делать.

15. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова почему словом...»:

а) что;

б) зачем;

в) сколько;

г) как.

16. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:

а) мифологическую – философскую – позитивную;

б) теологическую – метафизическую – позитивную;

в) религиозную – позитивную – натуралистическую;

г) философскую – позитивную – религиозную.

17. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:

а) менеджмент;

б) синергетика;

в) социология;

г) эпистемология.

18. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:

а) точные и гуманитарные;

б) теоретические и прикладные;

в) философские и естественные;

г) позитивные и негативные.

19. Социальным принципом О. Конта была формула:

а) жить, чтобы жить;

б) жить ради дела;

в) жить для себя;

г) жить для других.

20. В позднем учении О. Конта обосновывалась неизбежность создания нового религиозного культа «Верховного Существа», которым станет:

а) «Индивид»;

б) «Государство»;

в) «Философ»;

г) «Человечество».

21. Глава позднего позитивизма Д. С. Милль разработал учение о принципах неполной:

а) дедукции;

б) индукции;

в) этики;

г) семантики.

22. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изна­чальная, всеобъемлющая и непостижимая:

а) Воля;

б) Материя;

в) Сила;

г) Душа.

23. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение сущест­вующих телесных частиц и их движений – это:

а) эволюция;

б) революция;

в) стагнация;

г) трансформация.

24. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию:

а) постоянного развития;

б) неизбежного разложения;

в) равновесия;

г) преобразования.

25. Неокантианец Г. Гельмголъц писал: «...качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воз­действия, которым вызвано это ощущение, – поскольку ощущение может считаться...»:

а) изображением;

б) знаком;

в) вещью в себе;

г) идеей.

26. Развивая взгляды неокантианцев И. Мюллера и Г. Гельмгольца, Ф. А. Ланге утверждал, что существенное содержание философии Канта подтверждается данными:

а) физики;

б) химии;

в) астрономии;

г) физиологии.

27. Основатель марбургской школы неокантианства Г. Коген полагал, что предметом познания является:

а) вещь в себе;

б) комплекс ощущений;

в) понятие о вещи;

г) акт категориального синтеза.

28. Идеалом науки и базисом «Логики чистого познания» для Г. Когена была:

а) физика;

б) математика;

в) химия;

г) физиология.

29. По Когену, «этика чистой воли» ориентируется на учение о:

а) психологии индивида;

б) становлении и развитии общества;

в) праве и государстве;

г) происхождении Вселенной.

30. В социологии Г. Когена целью «бесконечного стремления вперед чистой воли», или иначе – «вечной задачей» или «задачей вечности» был:

а) капитализм;

б) социализм;

в) коммунизм;

г) прогресс.

31. Представитель марбургской школы неокантианства П. Наторп в аспекте кантианского учения рассматривал идеи философии:

а) Древнего Востока;

б) античности;

в) средних веков;

г) Возрождения.

32. «Общая логика» или «критический идеализм» П. Наторпа включает тройственный цикл взаимоотношений мышления и бытия:

а) тезис, антитезис, синтез;

б) положительный, отрицательный, нейтральный;

в) безразличие, дифференциация, совпадение;

г) анализ, синтез, тождество.

33. Представитель фрайбургской школы неокантианства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки:

а) о природе и о духе;

б) о законах и о событиях;

в) о материи и о сознании;

г) об ощущениях и об идеях.

34. В соответствии со своим делением наук, В. Виндельбанд различал два основных метода научного познания:

а) номотетический и идеографический;

б) аналитический и синтетический;

в) индукция и дедукция;

г) эмпирический и теоретический.

35. Важным понятием П. Риккерта в его истории культуры, философии и логике является понятие (наряду с понятием «бытие»):

а) процесса;

б) ценности;

в) индивидуальности;

г) смысла.

36. С точки зрения представителей эмпириокритицизма, задача философии состоит в:

а) обобщении достижений естественных наук;

б) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;

в) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;

г) создании целостной картины мира.

37. «Философия жизни» – это философское направление, которое сосредоточено на:

а) создании научных теорий и систем;

б) формулировании основных нравственных законов;

в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;

г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.

38. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

в) воля к власти;

г) воля как «жизненный порыв».

39. В области научного познания, по мысли Ницше, истина – это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

г) полезное заблуждение.

40. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:

а) государственного права;

б) прав и свобод человека;

в) права сильного;

г) права на жизнь.

41. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:

а) «Человек – это звучит гордо!»;

б) «Горе слабому!»;

в) «Человек человеку – бог»;

г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

42. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих – хищный зверь. Так Ницше характеризовал:

а) человека;

б) сверхчеловека;

в) богочеловека;

г) человекобога.

43. Для образа «сверхчеловека» Ф. Ницше нехарактерно:

а) формирование в результате развития всех европейских народов, а не одной, отдельной нации;

б) способность к переоценке ценностей;

в) признание справедливости как неравенства «сильных» и «слабых»;

г) возвращение к истинной, первоначальной христианской морали.

44. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность» – это:

а) существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания;

б) анализ символических аспектов социальных взаимодействий;

в) зависимость истинностного значения высказываний не только от истинностного значения составляющих их более простых высказываний, но и от психологических, прагматических и моральных оттенков смысла этих высказываний;

г) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.

45. По Э. Гуссерлю, в результате процесса рефлексии в сознании остается только форма отнесения актов сознания к носителю этих актов, а именно:

а) имманентному Я;

б) трансцендентальному Я;

в) трансцендентному Я;

г) абстрактному Я.

46. С точки зрения феноменологии, реальность и явление связаны между собой так, что:

а) явление никогда не раскрывается в том, что для наблюдателя является «реальностью»;

б) явление есть выявление скрытой реальности, недоступной непосредственному восприятию;

в) реальность и есть явление, за которым ничего не скрывается и вообще ничего нет;

г) реальность и явление – иллюзии, которые не могут быть объяснены и постигнуты однозначно и определенно.

47. В феноменологии явление и сущность сопоставлены таким образом:

а) явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей;

б) явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей;

в) явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности;

г) явление есть символическое отражение сущности.

48. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, на­правленное к ничто и сознающее свою конечность, – это:

а) мышление;

б) переживание;

в) экзистенция;

г) научный факт.

49. К так называемому атеистическому экзистенциа­лизму относились те философы, которые не признавали:

а) трансцендентность;

б) положения «бог умер»;

в) конечность жизни;

г) возможность жить без бога.

50. Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека – это:

а) завоевание цивилизации;

б) великое счастье;

в) неизбежное тяжкое бремя;

г) недостижимая мечта.

51. Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана, в первую очередь, с:

а) деятельностью рассудка;

б) общественной потребностью;

в) иррациональной интуицией;

г) врожденной необходимостью.

52. Наиболее положительное и ведущее к действию состояние духа человека, согласно прагматизму Ч. Пирса, – это состояние:

а) веры;

б) поиска;

в) сомнения;

г) убежденности.

53. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):

а) истина – то, что доказано;

б) истина – то, что полезно;

в) истина – то, что привычно;

г) истина – то, что непостижимо.

54. В философии прагматизма наука рассматривается как:

а) система достоверных, доказанных опытом знаний и сведений;

б) коллективная вера людей в представления своей эпохи;

в) процесс получения новых знаний о природе и человеке;

г) малоэффективное средство познания жизни с помощью аналитического метода.

55. Согласно экзистенциализму, сущность человека оп­ределяется:

а) совокупностью производственных отношений;

б) божественным предопределением;

в) собственным выбором человека своей цели;

г) непостижимой судьбой.

56. Происхождение термина «герменевтика» связано с одним из мифологических персонажей:

а) шумеро-вавилонским Энки;

б) египетским Тотом;

в) индийским Ганешей;

г) древнееврейским Хокма.

57. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, – это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) современная интерпретация древних идей;

в) толкование и осмысление текста;

г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

58. Центральной характеристикой существования че­ловека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

а) предрассудок;

б) объяснение;

в) познание;

г) понимание.

59. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением;

б) бессознательным;

в) разумом;

г) рассудком.

60. В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:

а) агрессии;

б) смерти;

в) либидо;

г) социальности.

61. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

б) уменьшении чувства вины человека;

в) снижении тревожности индивида;

г) сублимации первичных комплексов.