ТЕСТ 6 Немецкая классическая философия и романтизм
1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:
а) царству божию;
б) декадансу;
в) гуманизму;
г) варварству.
2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью:
а) правителей государства;
б) выдающихся личностей;
в) изобретателей-новаторов;
г) религиозных лидеров.
3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал:
а) язык;
б) новаторство;
в) традицию;
г) миф.
4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с:
а) языка;
б) трудовой деятельности;
в) прямохождения;
г) развития рук.
5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Иммануил Кант впервые выдвинул:
а) теорию подлунного мира;
б) небулярную теорию;
в) теорию предустановленной гармонии;
г) теорию множественности миров.
6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:
а) интуитивно;
б) способом доказательств;
в) на основе чувственного опыта;
г) в первичном ощущении.
7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:
а) априорности чувственного опыта;
б) трансцендентных предметов;
в) апостериорности ощущений;
г) непознаваемости «вещи в себе».
8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:
а) все наше познание начинается с чувственного опыта;
б) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;
в) познание – это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;
г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
9. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) интеллектуальный синтез.
11. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
б) человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.
12. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим «естественным» законом;
г) примером для подражания других.
13. По Канту, знание нравственного закона:
а) является актуальной проблемой этики;
б) обусловлено образованием или воспитанием;
в) дается в эмпирическом опыте;
г) дано каждому доопытно.
14. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;
г) связан с гуманными или дружескими чувствами.
15. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:
а) научного познания;
б) нравственной философии;
в) морального поведения;
г) правовых взаимоотношений.
16. В этике Канта современники усмотрели:
а) основу новой системы права;
б) моральное доказательство существования бога;
в) истоки нового естествознания;
г) основы современной метафизики.
17. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения человеческой:
а) потребности;
б) творческой способности;
в) практики;
г) незаинтересованности.
18. По Канту, приятное, вызванное эстетическим объектом, обусловлено:
а) соразмерностью объекта познающим способностям;
б) чувственным наслаждением как совокупностью простых ощущений;
в) логическими атрибутами, лежащими в основании понятий о возвышенном, величественном и т. д.;
г) полезностью и практической значимостью конкретных предметов.
19. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру:
а) практический – «незаинтересованный» – синтетический;
б) созерцательный – эстетический – практический;
в) созерцательный – практический – эстетический;
г) незаинтересованный – созерцательный – синтетический.
20. В «наукоучении» Фихте действующее чистое «Я» в отношении к внешнему миру выявляет:
а) присутствие «бытия для нас» предметов;
б) безотносительность внешних предметов эмпирическому и теоретическому «Я»;
в) содержание внешних предметов внутри сознания «Я»;
г) настойчивое воздействие предметов на биологический организм, дающее возможность проявиться еще неосознанному «Я», способному их освоить.
21. По Фихте, человек отличается от животного тем, что:
а) удовлетворяет инстинктивное влечение с необходимостью;
б) осознает инстинктивное влечение как инстинктивное;
в) противопоставляет одному инстинктивному влечению другое;
г) удовлетворяет инстинктивное влечение или нет по собственной воле.
22. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:
а) величие;
б) славу;
в) почет;
г) бессмертие.
23. По Фихте, целью истории человечества является:
а) побуждение идентичности;
б) устремление к субординации;
в) установление координации;
г) определение диспозиции.
24. В философии Фихте природа является:
а) объективной реальностью;
б) отчужденным продуктом «Я»;
в) противостоящим «не-Я»;
г) трансцендентным «Оно».
25. В системе трансцендентального идеализма Шеллинга процесс познания рассматривается, так:
а) объективная природа дополняется трансцендентным богом;
б) «Я» познает безусловное (Дух);
в) объективная природа взаимодополняется достоверным «Я»;
г) достоверное «Я» противостоит природе и утверждается в своей самодостаточности.
26. По Шеллингу, начало сознания состоит в:
а) неосознанном поведении инстинктивного «Я»;
б) действии относительно мира;
в) исключительно в «идеализирующей» деятельности сознания;
г) исключительно в «реализующей» акции сознания.
27. Необходимым условием сознания, по Шеллингу, является:
а) постоянное общение людей;
б) автономная деятельность Я в отношении внешнего мира;
в) взаимодействие с высшим духом;
г) неосознанная деятельность инстинктивного Я.
28. По Шеллингу, история может быть определена, как:
а) воплощение абсолютной свободы;
б) постепенная реализация правового закона;
в) проявление необходимости;
г) воплощение божественного замысла.
29. По Шеллингу, в основе мира лежит:
а) бессознательное;
б) абсолютная идентичность;
в) апейрон;
г) беспредельное.
30. Гегель считал, что в основе реальности лежит:
а) абсолютная идентичность;
б) абсолютное бессознательное;
в) абсолютная идея;
г) абсолютное божество.
31. По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова:
а) ощущение – внутренние и внешние идеи – размышление;
б) чувственный опыт и априорные категории – чистые (неэмпирические) принципы;
в) чувственное познание и врожденные идеи – рациональное познание;
г) чувственная достоверность – восприятие – рассудок.
32. В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассматривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как:
а) противоречие;
б) превращение одного в другого;
в) тождество;
г) неустранимое противостояние.
33. Идею труда, воспитывающего человека и отделяющего его от природы, Гегель связывал с концепцией:
а) свободного труженика;
б) господина и раба;
в) существа из природы;
г) власти страха перед смертью.
34. Гегель полагал, что развитое общество – это:
а) нравственная реальность;
б) общество всеобщего благоденствия;
в) царство божие;
г) правовое государство.
35. Способность общественного индивида выполнять различные в соответствии с обстоятельствами роли в общественном разделении труда Гегель усматривал как результат процесса:
а) натурализации;
б) разумности;
в) отчуждения;
г) опредмечивания.
36. В «Феноменологии духа» Гегель рассматривает различные религии как формы:
а) поклонения человека божеству;
б) самосознания абсолюта;
в) возвышения человека до уровня божества;
г) абсолютного подчинения человека природе.
37. В «Науке логики» Гегеля Абсолют – это:
а) силы, формирующие мир по своему образу;
б) «определения мысли», образующие диалектически организующую систему;
в) субъективное самосознание мысленных определений;
г) объективные предпосылки самосознания.
38. Кратким очерком всей системы философии Гегеля является:
а) Феноменология духа;
б) Энциклопедия философских наук;
в) Наука логики;
г) История философии.
39. В «Логике» Гегеля рассматриваются важнейшие этапы саморазвития Абсолюта и процесс познания предметной действительности. В ней к «объективной логике» относятся:
а) наука о бытии и наука о понятии;
б) наука о бытии и наука о сущности;
в) наука о сущности и наука о понятии;
г) наука о бытии, сущности и понятии.
40. «Истинная бесконечность», по Гегелю, отличается от «дурной бесконечности». «Истинная бесконечность» – это:
а) бесконечность бесконечного прогресса;
б) ряд естественных чисел;
в) выражение определенной структуры целого;
г) бесконечный прогресс количества, не содержащий качества.
41. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует – разумно;
б) все, что существует – действительно;
в) разумное тождественно действительному;
г) все, что разумно – действительно.
42. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
а) становление свободного человека;
б) самоцельное становление свободы;
в) развитие мирового духа во времени;
г) развитие мирового духа в пространстве.
43. В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который:
а) рассматривается в плане судьбы индивидуума, и его реализация как «должного» переносится в трансцендентный мир;
б) в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни;
в) есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения;
г) есть существующий оплот европейского «священного союза».
44. Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это:
а) правые гегельянцы;
б) старогегельянцы;
в) младогегельянцы;
г) неогегельянцы.
45. «Кульминацией потребностей», «познавательным критерием», «признаком бытия» и творческой активности человека Л. Фейербах называл любовь:
а) половую;
б) как страсть;
в) как чувство;
г) всеобщую.
46. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):
а) политикой;
б) философией;
в) наукой;
г) религией.
47. По Фейербаху, «воплощенные, овеществленные, осуществленные желания человека» – это:
а) идеи;
б) поступки;
в) боги;
г) другие люди.
48. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
а) права;
б) государства;
в) Абсолюта;
г) любви.
***
ТЕСТ 7. Западноевропейская философия XIX – начала XX вв.
1. Центром мировоззрения К. Маркса считается:
а) материалистическое понимание истории;
б) категорический императив;
в) безосновная воля;
г) диалектика абсолютного духа.
2. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия бога и природы.
3. К законам материалистической диалектики не относится закон:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;
в) перехода количества в качество, и обратно;
г) отрицания отрицания.
4. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть вceгo лишь совокупность представлений (Vorstellungen), которые ассоциируются более всего с понятием:
а) вещь в себе;
б) эйдос;
в) майя;
г) монада.
5. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – все это, по Шопенгауэру, есть проявление:
а) природы;
б) бога;
в) воли;
г) разума.
6. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:
а) удел радостей и прогресса;
б) цепь тревог, разочарований и мучений;
в) подобие маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;
г) серая и безликая «жизнь насекомых».
7. Согласно Шопенгауэру, человеческая история – это:
а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;
б) неизбежное приближение Страшного Суда;
в) бессмысленное сплетение событий;
г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность.
8. Основное философское понятие, которое определяет концепцию Э. фон Гартмана, – это:
а) воля;
б) представление;
в) бессознательное;
г) искупление.
9. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора:
а) любовь;
б) страх;
в) зависть;
г) радость.
10. Центральная идея философии С. Кьеркегора:
а) человек – это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу и улучшает его;
б) основная антропологическая единица – народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах;
в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;
г) реально существуют только универсальные явления – род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.
11. С. Кьеркегор рассматривал три стадии существования Единичного:
а) гносеологическая – этическая – эстетическая;
б) гносеологическая – эстетическая – религиозная;
в) эстетическая – этическая – религиозная;
г) эстетическая – этическая – гносеологическая.
12. По С. Кьеркегору, мыслящее сознание неизбежно приходит к парадоксу:
а) оно стремится осознать себя как «вещь»;
б) оно хочет осознать себя, и в то же время – боится этого;
в) оно не может решить, что же такое само «мышление»;
г) оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что невозможно осмыслить.
13. Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм;
б) берклианство;
в) трансцендентализм;
г) эмпириокритицизм.
14. Известна формула О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы...»:
а) умозаключать;
б) распознавать;
в) не ошибаться;
г) быть способным делать.
15. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова почему словом...»:
а) что;
б) зачем;
в) сколько;
г) как.
16. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:
а) мифологическую – философскую – позитивную;
б) теологическую – метафизическую – позитивную;
в) религиозную – позитивную – натуралистическую;
г) философскую – позитивную – религиозную.
17. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:
а) менеджмент;
б) синергетика;
в) социология;
г) эпистемология.
18. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:
а) точные и гуманитарные;
б) теоретические и прикладные;
в) философские и естественные;
г) позитивные и негативные.
19. Социальным принципом О. Конта была формула:
а) жить, чтобы жить;
б) жить ради дела;
в) жить для себя;
г) жить для других.
20. В позднем учении О. Конта обосновывалась неизбежность создания нового религиозного культа «Верховного Существа», которым станет:
а) «Индивид»;
б) «Государство»;
в) «Философ»;
г) «Человечество».
21. Глава позднего позитивизма Д. С. Милль разработал учение о принципах неполной:
а) дедукции;
б) индукции;
в) этики;
г) семантики.
22. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:
а) Воля;
б) Материя;
в) Сила;
г) Душа.
23. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений – это:
а) эволюция;
б) революция;
в) стагнация;
г) трансформация.
24. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию:
а) постоянного развития;
б) неизбежного разложения;
в) равновесия;
г) преобразования.
25. Неокантианец Г. Гельмголъц писал: «...качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано это ощущение, – поскольку ощущение может считаться...»:
а) изображением;
б) знаком;
в) вещью в себе;
г) идеей.
26. Развивая взгляды неокантианцев И. Мюллера и Г. Гельмгольца, Ф. А. Ланге утверждал, что существенное содержание философии Канта подтверждается данными:
а) физики;
б) химии;
в) астрономии;
г) физиологии.
27. Основатель марбургской школы неокантианства Г. Коген полагал, что предметом познания является:
а) вещь в себе;
б) комплекс ощущений;
в) понятие о вещи;
г) акт категориального синтеза.
28. Идеалом науки и базисом «Логики чистого познания» для Г. Когена была:
а) физика;
б) математика;
в) химия;
г) физиология.
29. По Когену, «этика чистой воли» ориентируется на учение о:
а) психологии индивида;
б) становлении и развитии общества;
в) праве и государстве;
г) происхождении Вселенной.
30. В социологии Г. Когена целью «бесконечного стремления вперед чистой воли», или иначе – «вечной задачей» или «задачей вечности» был:
а) капитализм;
б) социализм;
в) коммунизм;
г) прогресс.
31. Представитель марбургской школы неокантианства П. Наторп в аспекте кантианского учения рассматривал идеи философии:
а) Древнего Востока;
б) античности;
в) средних веков;
г) Возрождения.
32. «Общая логика» или «критический идеализм» П. Наторпа включает тройственный цикл взаимоотношений мышления и бытия:
а) тезис, антитезис, синтез;
б) положительный, отрицательный, нейтральный;
в) безразличие, дифференциация, совпадение;
г) анализ, синтез, тождество.
33. Представитель фрайбургской школы неокантианства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки:
а) о природе и о духе;
б) о законах и о событиях;
в) о материи и о сознании;
г) об ощущениях и об идеях.
34. В соответствии со своим делением наук, В. Виндельбанд различал два основных метода научного познания:
а) номотетический и идеографический;
б) аналитический и синтетический;
в) индукция и дедукция;
г) эмпирический и теоретический.
35. Важным понятием П. Риккерта в его истории культуры, философии и логике является понятие (наряду с понятием «бытие»):
а) процесса;
б) ценности;
в) индивидуальности;
г) смысла.
36. С точки зрения представителей эмпириокритицизма, задача философии состоит в:
а) обобщении достижений естественных наук;
б) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;
в) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;
г) создании целостной картины мира.
37. «Философия жизни» – это философское направление, которое сосредоточено на:
а) создании научных теорий и систем;
б) формулировании основных нравственных законов;
в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;
г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.
38. В философии Ф. Ницше основным понятием является:
а) безосновная воля;
б) воля к жизни;
в) воля к власти;
г) воля как «жизненный порыв».
39. В области научного познания, по мысли Ницше, истина – это:
а) цель научного познания;
б) объективное отражение действительности;
в) актуальное мнение;
г) полезное заблуждение.
40. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:
а) государственного права;
б) прав и свобод человека;
в) права сильного;
г) права на жизнь.
41. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:
а) «Человек – это звучит гордо!»;
б) «Горе слабому!»;
в) «Человек человеку – бог»;
г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».
42. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих – хищный зверь. Так Ницше характеризовал:
а) человека;
б) сверхчеловека;
в) богочеловека;
г) человекобога.
43. Для образа «сверхчеловека» Ф. Ницше нехарактерно:
а) формирование в результате развития всех европейских народов, а не одной, отдельной нации;
б) способность к переоценке ценностей;
в) признание справедливости как неравенства «сильных» и «слабых»;
г) возвращение к истинной, первоначальной христианской морали.
44. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность» – это:
а) существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания;
б) анализ символических аспектов социальных взаимодействий;
в) зависимость истинностного значения высказываний не только от истинностного значения составляющих их более простых высказываний, но и от психологических, прагматических и моральных оттенков смысла этих высказываний;
г) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.
45. По Э. Гуссерлю, в результате процесса рефлексии в сознании остается только форма отнесения актов сознания к носителю этих актов, а именно:
а) имманентному Я;
б) трансцендентальному Я;
в) трансцендентному Я;
г) абстрактному Я.
46. С точки зрения феноменологии, реальность и явление связаны между собой так, что:
а) явление никогда не раскрывается в том, что для наблюдателя является «реальностью»;
б) явление есть выявление скрытой реальности, недоступной непосредственному восприятию;
в) реальность и есть явление, за которым ничего не скрывается и вообще ничего нет;
г) реальность и явление – иллюзии, которые не могут быть объяснены и постигнуты однозначно и определенно.
47. В феноменологии явление и сущность сопоставлены таким образом:
а) явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей;
б) явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей;
в) явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности;
г) явление есть символическое отражение сущности.
48. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, – это:
а) мышление;
б) переживание;
в) экзистенция;
г) научный факт.
49. К так называемому атеистическому экзистенциализму относились те философы, которые не признавали:
а) трансцендентность;
б) положения «бог умер»;
в) конечность жизни;
г) возможность жить без бога.
50. Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека – это:
а) завоевание цивилизации;
б) великое счастье;
в) неизбежное тяжкое бремя;
г) недостижимая мечта.
51. Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана, в первую очередь, с:
а) деятельностью рассудка;
б) общественной потребностью;
в) иррациональной интуицией;
г) врожденной необходимостью.
52. Наиболее положительное и ведущее к действию состояние духа человека, согласно прагматизму Ч. Пирса, – это состояние:
а) веры;
б) поиска;
в) сомнения;
г) убежденности.
53. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):
а) истина – то, что доказано;
б) истина – то, что полезно;
в) истина – то, что привычно;
г) истина – то, что непостижимо.
54. В философии прагматизма наука рассматривается как:
а) система достоверных, доказанных опытом знаний и сведений;
б) коллективная вера людей в представления своей эпохи;
в) процесс получения новых знаний о природе и человеке;
г) малоэффективное средство познания жизни с помощью аналитического метода.
55. Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:
а) совокупностью производственных отношений;
б) божественным предопределением;
в) собственным выбором человека своей цели;
г) непостижимой судьбой.
56. Происхождение термина «герменевтика» связано с одним из мифологических персонажей:
а) шумеро-вавилонским Энки;
б) египетским Тотом;
в) индийским Ганешей;
г) древнееврейским Хокма.
57. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, – это:
а) исследование философских письменных памятников;
б) современная интерпретация древних идей;
в) толкование и осмысление текста;
г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.
58. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:
а) предрассудок;
б) объяснение;
в) познание;
г) понимание.
59. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
а) мышлением;
б) бессознательным;
в) разумом;
г) рассудком.
60. В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:
а) агрессии;
б) смерти;
в) либидо;
г) социальности.
61. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:
а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;
б) уменьшении чувства вины человека;
в) снижении тревожности индивида;
г) сублимации первичных комплексов.