I.2. Примерный список вопросов.
- Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации.
- Цели и задачи редактирования. Редакторский анализ: виды правки, редактирование логики и композиции текста.
- Пражурналистские явления в античности и средневековой истории.
- Функции журналистики.
- Регулятивная функция Закона «О средствах массовой информации».
- Современное осмысление теории жанров. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Журналистика как массово-информационная деятельность, структура массово-информационной деятельности.
- Реклама в системе массовых коммуникаций.
- Виды и формы PR. Механизм работы службы PR со СМИ.
- Жанровые разновидности рекламы.
- Современные информационные теории и журналистика.
- Основные проблемы западноевропейской журналистики XVIII – XIX вв.
- Основные проблемы развития журналистики XX века.
- Развитие западноевропейской журналистики в современных условиях.
- Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
- Структура рекламного текста. Язык рекламы.
- Виды текстов по способу изложения, особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
- Публицистический стиль, его функции и стилевые черты. Приемы речевой выразительности в СМИ.
- Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
- Возникновение массовой периодической печати в конце XIX – начале XX вв.
- Экономические и коммуникативные факторы эффективности рекламы.
- Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике. (3-4 примера)
- Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
- Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период XX века и в советский период.
- Дискутивно-полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3–4 примерах).
- Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
- Цензура в России и ее влияние на процесс развития журналистики в XVIII–XX веках.
- Финансовые аспекты функционирования средств массовой информации.
- Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
- Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
- Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
- Два этапа развития русской журналистики в XVIII веке.
- Особенности постсоветской российской журналистики.
- Сравнительных анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
- Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
- Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
- Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
- Правовое обеспечение свободы СМИ. Сферы ограничения свободы информации.
- Функция аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
- Современные ресурсы художественной публицистики.
- Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
- Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, ее значение, виды.
- Информационный рынок Республики Коми.
- Факторы эффективности рекламы.