Методы продажи товаров в магазинах

В магазинах применяют следующие формы торгового обслуживания:

самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок; по

образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам; в кредит.

При продаже товаров через прилавок в обязанности продавца входит

предложение и показ товаров покупателям, предоставление информации о них,

консультации и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров.

При самообслуживании покупатель самостоятельно осматривает,

отбирает и доставляет отобранный товар к узлу расчета. Для этого в

магазине применяется соответствующее оборудование для выкладки товара

(островные и пристенные горки, вешала). Товар размещается с учетом частоты

и психологии спроса.

Самообслуживание как форма продажи позволяет получить большую

экономическую выгоду предприятию, поскольку в магазине повышается

пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи

товаров.

Продажа товаров по образцам используется при продаже тканей,

телевизоров, холодильников, стиральных машин.

При использовании этого метода в магазине покупатель самостоятельно

или с помощью продавца знакомится с выставленными в торговом зале

образцами товаров. В случае совершения покупки покупателю передаётся

товар, точно соответствующий образцу.

Продажа товаров с открытой выкладкой состоит в том, что товары

открыто размещают на прилавках, стендах, горках, вешалах и другом торговом

оборудовании. Покупатель имеет свободный доступ к товарам, самостоятельно

или с помощью продавца знакомиться с имеющимся ассортиментом товаров.

Продажа

товаров

по

предварительным

заказам

проводится

в

специализированных магазинах и в магазинах широкого профиля через отделы

заказов.

Продажа товаров в кредит – это удобная форма приобретения товаров с

рассрочкой платежа на соответствующих условиях.

Под методами продажи понимается совокупность определенных способов

и приемов, с помощью которых осуществляется процесс продажи.

В зависимости от выполняемых продавцом операций они делятся на

прогрессивные и традиционные.

К прогрессивным методам продажи можно отнести самообслуживание,

продажу товаров по предварительным заказам, продажу товаров по образцам.

К традиционным — продажу товаров в форме индивидуального

обслуживания, в том числе с открытой выкладкой, продажу товаров на дому у

покупателей.

Самообслуживание — это метод продажи, сущность которого состоит в

том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет

отобранные товары в узел расчета.

Магазином самообслуживания считается магазин, продающий товары,

стоимость которых составляет не менее 70 % товарооборота магазина.

Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих

нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие

места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без

предварительной оплаты их стоимости в кассе.

Продажа товаров по предварительным заказам. Основными элементами

торгово-технологического процесса при этом являются прием и оформление

заказа (по почте, телефону, непосредственно агентом в устной или письменной

форме), комплектование заказанных товаров, доставка, расчет и выдача заказов.

Расчет может осуществляться путем предварительной оплаты в магазине,

посредством почтового перевода или непосредственно в момент получения

заказа.

Продажа товаров по образцам - в торговом зале магазина выставляются

только образцы товаров, имеющихся в продаже. Покупатель выбирает товары

самостоятельно или с помощью продавца, который дает консультации о

свойствах товаров и демонстрирует их в действии. Этим методом могут

реализовываться ткани, стройматериалы, музыкальные инструменты, мебель,

холодильники, телевизоры и другие, крупногабаритные и технически сложные

товары. При продаже по образцам после оформления и оплаты покупки товар

может быть доставлен покупателю, как из магазина, так и со складов торговой

организации или непосредственно с промышленного предприятия.

Продажа товаров в форме индивидуального обслуживания, в том числе с

открытой выкладкой — это метод продажи, при котором ознакомление

покупателей

с

имеющимся

ассортиментом

товаров

осуществляется

самостоятельно или с помощью продавца, а проверка качества, консультация,

упаковка и отпуск товаров производится продавцом.

При открытой выкладке товары размещаются на рабочем месте продавца.

Покупатели самостоятельно осматривают и выбирают нужные изделия, при

необходимости

пользуются

консультацией

продавца.

Отпуск

товаров

производится продавцом.

Продажа товаров на дому получила существенное развитие в рыночных

условиях при продаже книг, журналов, отдельных непродовольственных

товаров.