Методы продажи товаров в магазинах
В магазинах применяют следующие формы торгового обслуживания:
самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок; по
образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам; в кредит.
При продаже товаров через прилавок в обязанности продавца входит
предложение и показ товаров покупателям, предоставление информации о них,
консультации и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров.
При самообслуживании покупатель самостоятельно осматривает,
отбирает и доставляет отобранный товар к узлу расчета. Для этого в
магазине применяется соответствующее оборудование для выкладки товара
(островные и пристенные горки, вешала). Товар размещается с учетом частоты
и психологии спроса.
Самообслуживание как форма продажи позволяет получить большую
экономическую выгоду предприятию, поскольку в магазине повышается
пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи
товаров.
Продажа товаров по образцам используется при продаже тканей,
телевизоров, холодильников, стиральных машин.
При использовании этого метода в магазине покупатель самостоятельно
или с помощью продавца знакомится с выставленными в торговом зале
образцами товаров. В случае совершения покупки покупателю передаётся
товар, точно соответствующий образцу.
Продажа товаров с открытой выкладкой состоит в том, что товары
открыто размещают на прилавках, стендах, горках, вешалах и другом торговом
оборудовании. Покупатель имеет свободный доступ к товарам, самостоятельно
или с помощью продавца знакомиться с имеющимся ассортиментом товаров.
Продажа
товаров
по
предварительным
заказам
проводится
в
специализированных магазинах и в магазинах широкого профиля через отделы
заказов.
Продажа товаров в кредит – это удобная форма приобретения товаров с
рассрочкой платежа на соответствующих условиях.
Под методами продажи понимается совокупность определенных способов
и приемов, с помощью которых осуществляется процесс продажи.
В зависимости от выполняемых продавцом операций они делятся на
прогрессивные и традиционные.
К прогрессивным методам продажи можно отнести самообслуживание,
продажу товаров по предварительным заказам, продажу товаров по образцам.
К традиционным — продажу товаров в форме индивидуального
обслуживания, в том числе с открытой выкладкой, продажу товаров на дому у
покупателей.
Самообслуживание — это метод продажи, сущность которого состоит в
том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет
отобранные товары в узел расчета.
Магазином самообслуживания считается магазин, продающий товары,
стоимость которых составляет не менее 70 % товарооборота магазина.
Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих
нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие
места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без
предварительной оплаты их стоимости в кассе.
Продажа товаров по предварительным заказам. Основными элементами
торгово-технологического процесса при этом являются прием и оформление
заказа (по почте, телефону, непосредственно агентом в устной или письменной
форме), комплектование заказанных товаров, доставка, расчет и выдача заказов.
Расчет может осуществляться путем предварительной оплаты в магазине,
посредством почтового перевода или непосредственно в момент получения
заказа.
Продажа товаров по образцам - в торговом зале магазина выставляются
только образцы товаров, имеющихся в продаже. Покупатель выбирает товары
самостоятельно или с помощью продавца, который дает консультации о
свойствах товаров и демонстрирует их в действии. Этим методом могут
реализовываться ткани, стройматериалы, музыкальные инструменты, мебель,
холодильники, телевизоры и другие, крупногабаритные и технически сложные
товары. При продаже по образцам после оформления и оплаты покупки товар
может быть доставлен покупателю, как из магазина, так и со складов торговой
организации или непосредственно с промышленного предприятия.
Продажа товаров в форме индивидуального обслуживания, в том числе с
открытой выкладкой — это метод продажи, при котором ознакомление
покупателей
с
имеющимся
ассортиментом
товаров
осуществляется
самостоятельно или с помощью продавца, а проверка качества, консультация,
упаковка и отпуск товаров производится продавцом.
При открытой выкладке товары размещаются на рабочем месте продавца.
Покупатели самостоятельно осматривают и выбирают нужные изделия, при
необходимости
пользуются
консультацией
продавца.
Отпуск
товаров
производится продавцом.
Продажа товаров на дому получила существенное развитие в рыночных
условиях при продаже книг, журналов, отдельных непродовольственных
товаров.