Организационное построение государственной торговли

Главную роль в государственной торговле играет система Министерства

торговли Республики Беларусь. Для организации и координации торговой

деятельности в республике в его составе сформированы следующие

основные функциональные управления:

• Управление экономики и торговли и развития рыночных отношений;

• Управление финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;

• Управление организации потребительского рынка продовольственных

товаров;

• Управление

организации

потребительского

рынка

непро-

довольственных товаров;

• Управление организации торговли и услуг;

• Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства;

• Управление координации внешнеторговой деятельности и создания

товаропроизводящей сети за рубежом;

• Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой;

• Отдел общественного питания.

Посредством этих управлений Министерство торговли осуществляет

регулирующее руководство и контроль за деятельностью всех розничных

торговых организаций на территории республики. К полномочиям

Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного

регулирования торговли, согласно Закону о торговле, относятся:

• разработка и реализация долгосрочных и краткосрочных программ

развития торговли;

• координация деятельности органов государственного управления и

других организаций в области торговли;

• ведение торгового реестра;

• формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных

интервенций;

• осуществление государственного контроля в торговле;

• мониторинг конъюнктуры внутренней и внешней торговли;

• иные полномочия в соответствии с законодательством.

В непосредственном подчинении Министерства торговли находится

республиканское торговое унитарное предприятие "Белювелирторг".

Руководство розничной торговлей на местном уровне осуществляют

областные управления и Главное управление потребительского рынка

Мингорисполкома, которые находятся в двойном подчинении: по линии

местных исполкомов и Министерства торговли. В их ведении находятся

торговые организации муниципальной собственности (торги, торгово-

производственные фирмы, объединения, крупные магазины). Управления

потребительского

рынка

осуществляют

планово-регулирующее

руководство (распределение ресурсов, развитие розничной торговли сети,

финансирование, организация учета, установление режимов работы

магазинов и т.п.) и контроль за деятельностью всех организаций

розничной торговли, находящихся на территории области или города. В

городах с районным делением и районных центрах при исполкомах

созданы отделы торговли и услуг, на которые возложены функции

регулирования и контроль за деятельностью торговых организаций своего

района или города.

В условиях перехода к рыночным отношениям важное место в

обслуживании

населения

 

отводится

розничной

торговле,

осуществляемой непосредственно промышленными предприятиями и

объединениями, что позволяет снизить издержки обращения и повысить

уровень культуры обслуживания. Розничная торговля промышленных

предприятий совершается через систему отделов рабочего снабжения и

путем фирменной торговли.

Система ОРСов призвана организовывать торговое обслуживание

рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта,

крупных строек. В настоящее время ОРСы сохранили своё значение в

некоторых отраслях добывающей промышленности на транспорте.

Наиболее развитую торговую сеть имеют ДорОРС Белорусской

железной дороги, ОРС "Беларусьнефть", ОРС треста "Бел-энергострой" и

др.

Отдел рабочего снабжения как торговая организация действует на

правах отдела промышленного предприятия, объединения, треста или

концерна и подчиняется его руководителю. Это многоотраслевая

структура.

Кроме

розничной

торговли

продовольственными

и

непродовольственными

товарами

он

может

осуществлять

производственную деятельность, обеспечивать общественное питание

работников, их бытовое обслуживание и др.

Розничная сеть промышленных предприятий представлена также

фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в связи с

переходом к рыночным отношениям.

Разработано Типовое положение о фирменном магазине. В соответствии

с ним

фирменный магазин

это розничный торговый объект,

учредителем которого является субъект хозяйствования, производящий

товар, имеющий в ассортименте и объеме реализации удельный вес

продукции учредителя фирменного магазина не менее 75 % для

непродовольственных товаров и не менее 50 % — для продовольственных

товаров и расположенный в специально оборудованном помещении,

отвечающем требованиям СНБ, площадью не менее 100 м2.

Фирменный магазин действует на правах юридического лица,

основными функциями которого являются изучение покупательского

спроса на вырабатываемую продукцию, широкая реклама новых изделий

своей отрасли промышленности при обеспечении высокого уровня

торгового обслуживания. Фирменные магазины могут быть трех типов:

отрасли, промышленного объединения, предприятия.

В Беларуси фирменные магазины имеют концерн "Беллегпром"

(фирменные магазины "Одежда", Луч"), Минсельхозпрод (фирменные

магазины "Белые Росы" и др.), Министерство архитектуры и строительства

(магазины "Керамика") и др.

Определенное место в государственной розничной торговле занимают

торговые организации прочих министерств и ведомств, которые наряду с

выполнением своих основных функций реализуют населению конкретные

группы и виды товаров или обслуживают определенный контингент

населения. К ним относятся:

• Министерство здравоохранения Республики Беларусь, организующее

через специализированное объединение "БелФармация" продажу лекарств,

оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки,

аптечные магазины, магазины оптики);

• Министерство обороны Республики Беларусь, которое через торгово-

производственное управление и систему военторгов организует торговое

обслуживание военнослужащих и членов их семей. Розничная торговая

сеть размещена как в военных закрытых зонах, так и в городах (открытая

сеть);

• Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики

Беларусь,

организующее

через

соответствующие

управления

и

объедения,

комбинаты

розничную

продажу

мясо-молочной

и

плодоовощной продукции, семян, товаров для пчеловодов, ветеринарных

препаратов и т.п.;

• Министерство

связи и информатизации

Республики Беларусь,

занимающиеся розничной торговлей печатной и книжной продукцией,

для чего созданы республиканское агентство "Белсоюзпечать" и

республиканское оптово-розничное объединение "Белкнига", имеющие

разветвленную сеть магазинов и киосков;

• Министерство, жилищно-коммунального хозяйства Республики

Беларусь, имеющее розничную торговую сеть по реализации цветов и

актуальных принадлежностей;

• прочие государственные структуры (Управление делами Президента,

Министерство культуры и др.).