Кейнсианская теория доходов: негибкая заработная плата.
Кейнс опроверг многие постулаты классической теории:
1. Денежный сектор не может быть нейтральным по отношению к реальному сектору экономики. Деньги используются не только как средство обращения, но и как средство сбережения, т.е. неиспользованные остатки могут не расходоваться в настоящем, а храниться и затем тратиться в будущем (данное явление называется предпочтение (пояс, ловушка) ликвидности), что сокращает совокупный (эффективный) спрос.
2. Сокращение эффективного спроса приводит, в конечном счете, к безработице, т.к. фирмы, столкнувшись с падением спроса, сокращают предложение и, соответственно, количество используемых ресурсов. Таким образом равновесие достигается не изменением уровня цен, а сокращением предложения и при неполной занятости ресурсов.
3. Причиной экономических кризисов является не изменения совокупного предложения, а недостаточность совокупного спроса.
3. Инвестиции далеко не всегда равны сбережениям, т.к. они осуществляются разными экономическими субъектами и по разным мотивам.
4. Экономика не может эффективно функционировать без вмешательства государства. Предложенные Кейнсом меры были направлены на борьбу с безработицей и стимулирование эффективного спроса.
В кейнсианской теории рассматривается краткосрочный период, в котором экономика функционирует в условиях неполной занятости. В краткосрочном периоде номинальные переменные более «жесткие», а реальные переменные – более «гибкие». Причиной жесткости номинальных величин являются: длительность трудовых договоров, государственное регулирование минимальной заработной платы, сроки действия контрактов, эффект «меню» (переиздание каталогов с ценами дорого и занимает много времени) и др. Кривая совокупного предложения имеет положительный наклон (основной кейнсианский случай) или горизонтальна (крайний кейнсианский случай).
P
E1 E2 SRAS
AD2
AD1
Y1 Y2
В краткосрочном периоде объем совокупного предложения зависит от величины совокупного спроса: в условиях неполной занятости и жесткости цен изменение совокупного спроса вызывают в первую очередь
изменения выпуска и только потом изменения цен. Т.о. для воздействия на уровень выпуска Правительству следует стимулировать совокупный спрос при помощи мер фискальной или монетарной политики.