База тестовых заданий
Задания наименьшей
трудности
(минимум – 15 заданий)
Задания средней
трудности
(минимум – 10 заданий)
Задания наибольшей
трудности
(минимум – 5 заданий)
Минимальное общее число
заданий - 30
Рис. 5.1 – Формирование комплекта заданий для проверки успеваемости
Треть заданий, входящих в комплект (4 задания), предназначены для контроля сформированности знаний более высокого понятийно-аналитического уровня, который предполагает знание основных соотношений, теорем, законов, концепций, правил, гипотез, теорий, физических и математических моделей, аналитических, графических и логических зависимостей, структур и т. п. Это, условно говоря – «задания на четверку».
Остальные задания (2 задания) являются наиболее сложными («задания на пятерку»). Контролируемый ними продуктивно-синтетический уровень сформированности знаний предполагает знание и умение использовать на практике алгоритмы деятельности, в том числе алгоритмы решения задач, доказательства теорем, процедуры, правила принятия решений, поведения и т.п.
Расположение заданий в комплекте должно подчиняться требованию возрастающей трудности, т. е. сначала должны следовать задания первой, наиболее простой группы, затем второй и только в конце – третьей, наиболее сложной группы. В отличие от тестов, необходимость такого расположение заданий в комплекте объясняется несколько иначе. Более трудные задания, будучи расположенными перед простыми, могут стать причиной неоправданного занижения оценки. У слабых студентов, которые будут слишком долго решать трудные задания, рискуя так и не решить их, может просто не хватить времени на решение более простых заданий, с которыми они при иных обстоятельствах вполне могли бы справиться.
Для получения достаточного количества вариантов рекомендуется сформировать базу заданий в тестовой форме, включающую не менее 30-ти заданий различного уровня. Минимальное количество заданий должно составлять: 15 заданий первого, 10 заданий второго и 5 заданий третьего уровня. База такого объема позволяет скомпоновать более 10,5×106 комплектов заданий.
Наряду с этим остается весьма желательным использование заданий, параллельных по трудности.
Комплект заданий (рис. 5.1) формируется путем случайного выбора заданий каждой группы из базы. Преимущества использования при этом ПЭВМ и специализорованного программного обеспечения очевидны.
За правильное решение каждого из 12-ти заданий комплекта испытуемому присваивается 1 балл, за неверное решение – 0 баллов. Общая оценка за выполнение комплекта заданий определяется как простая сумма баллов, полученных за выполнение отдельных заданий.
Таким образом, для получения высокой оценки равно необходимо правильно решать как трудные, так и легкие задания. Другими совами, который справляется с трудными заданиями, но не может решить простых, не заслуживает высокой оценки.
Ориентировочное время на выполнение заданий различной трудности приведено в табл. 5.2.
Таблица 5.2 – Ориентировочное время на выполнение комплекта заданий в тестовой форме
Уровень трудности задания | Время, отведенное на решение | |
одного задания | всех заданий соответствующего уровня | |
Задания 1-го уровня | 1 мин. | 1 6 = 6 мин. |
Задания 2-го уровня | 3 мин. | 3 4 = 12 мин. |
Задания 3-го уровня | 6 мин. | 6 2 = 12 мин. |
ВСЕГО НА КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ | 30 мин. (2/3 акад.час.) |
Описанный подход к организации контроля успеваемости отличается рядом преимуществ, наиболее существенными из которых являются:
- максимальная простота и прозрачность формирования оценок, не требующая каких бы-то ни было громоздких вычислений;
- приемлемая продолжительность контрольных мероприятий;
- минимальные затраты времени преподавателей на составление достаточного количества вариантов комплектов заданий;
- максимальная приспособленность для автоматизации процесса контроля с использованием средств вычислительной техники, как во время контрольных мероприятий, так и при оценивании результатов и их документировании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей ВУЗов и колледжей. 2-е изд., перераб. и доп. –М: Центр тестирования, 2005. – 156 с.
2. Аванесов B.C. Этапы разработки теста. В сб. «Конструирование педагогических тестов по русскому языку как иностранному. Доклады и сообщения». ЦМО МГУ им. М.В.Ломоносова, 15-16 апреля 2003 г. – М., 2003.
3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: Центр тестирования, 2003. – 237 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Украины №285 от 31.07.98. Приложение 1.
5. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2-х частях. Ч. 1, с. 45. –М: Просвещение, 1992. -175 с.
6. Лукомский В.Я. Теория корреляции и ее применение к анализу производства. –М: Госстатиздат, 1961. - 376 с.
7. Гурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для ВУЗов. – 8-е изд., стер. –М: Высшая школа, 2002. –479 с.
8. Дистанційне навчання: Умови застосування. Дистанційний курс: Навчальний посібник. 2-ге вид., доповн./ За ред. В.М. Кухаренка. –Харків: НТУ „ХПІ”, 2001. -282 с.
*[1] - В хорошо составленных заданиях неправильные ответы должны быть не менее «правдоподобны», чем правильные. Их не случайно называют дистракторами (distract – пер. с англ. – отвлекать, сбивать с толку, вводить в заблуждение), удачный подбор которых позволяет существенно снизить вероятность угадывания.
*[2] – общее число вариантов, которое можно получить из фасетного задания, подсчитывается путем перемножения числа элементов в каждом фасете задания. В рассмотренном примере – 2х3х4 = 24.
*[3] - некоторые специалисты предлагают рассчитывать объем (В) базы тестовых заданий (общее кол-во заданий, из которых формируются варианты теста) по формуле В = N´10, где N – количество часов, отведенное на изучение дисциплины (дисциплин)
*[4] - Цехмистро И.С. Технология изготовления деталей и сборки машин: учебное пособие. –Днепропетровск, ГИПОмет, 2002. -190 с. С. 77 – Вопросы для самопроверки знаний раздела 1.
*[5] - подробнее о слиянии документов можно прочесть в пособии «Текстовый редактор Word. Учебное пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» / Сост.: А.П. Егоров, Ю.А. Ступак, С.В. Бейцун, И.Г. Тригуб. _Днепропетровск: ИПК МК, 1999. -48 с. (§3.4, стр. 44)
*[6] - под «параллельностью» групп здесь следует понимать условие примерно одинакового уровня подготовленности студентов (испытуемых). Это могут быть различные группы одного и того же курса одного направления подготовки или специальности.
*[7] - для одной и той же группы результаты тестирования, проведенного в начале дня (утром), могут отличаться от результатов, полученных после нескольких часов занятий, когда сказывается фактор усталости.
*[8] - при проведении «настоящего» (не пробного) тестирования соблюдение данного условия не обязательно.
*[9] - приведенная в табл. 3.4 матрица является практически «идеальной». На практике же, особенно при пробном тестировании, достаточно часто встречаются ситуации, когда испытуемые отвечают на более трудные задания, не отвечая на сравнительно легкие (см. строку №6 таблицы).
*[10] - по данным табл. 3.4.
*[11] - Отсюда логически следует вывод о том, что в тест должны включаться вопросы, на которые испытуемый может знать ответ (то есть только те, которые изучались).
*[12] - кроме вступительного тестирования, при котором приемная комиссия устанавливает «проходной балл» по результатам тестирования и только потом оглашает результаты.
*[13] - если за отведенное время более 30-40 % испытуемых положительно отвечают практически на все вопросы, следует либо уменьшить продолжительность тестирования, либо пересмотреть содержание теста (возможно, тест слишком «легкий» для данной группы испытуемых). В противоположной ситуации (тест слишком «сложный») следует несколько увеличить продолжительность тестирования или «упростить» тестовые задания.
*[14] - имеется в виду только анализ структуры и профиля знаний. Текущий контроль успеваемости лежит вне сферы применения тестов (см. далее главу 5).
*[15] - дистанционный курс – это электронное издание, которое обычно содержит учебное пособие или конспект лекций, методические указания к лабораторным и/или практическим работам, вспомогательные и инструктивные материалы. Существует два вида дистанционных курсов – курсы для самостоятельной работы и курсы для групповой работы с участием преподавателя (тьютора). Обучение по курсам для групповой работы предусматривает наличие специализированной программы или комплекса программ, называемых системой дистанционного обучения. Подробнее см. [8].