База тестовых заданий

 

Задания наименьшей

трудности

(минимум – 15 заданий)

 

 

Задания средней

трудности

(минимум – 10 заданий)

 

 

Задания наибольшей

трудности

(минимум – 5 заданий)

 

Минимальное общее число

заданий - 30

 

Рис. 5.1 – Формирование комплекта заданий для проверки успеваемости

 

Треть заданий, входящих в комплект (4 задания), предназначены для контроля сформированности знаний более высокого понятийно-аналитического уровня, который предполагает знание основных соотношений, теорем, законов, концепций, правил, гипотез, теорий, физических и математических моделей, аналитических, графических и логических зависимостей, структур и т. п. Это, условно говоря – «задания на четверку».

Остальные задания (2 задания) являются наиболее сложными («задания на пятерку»). Контролируемый ними продуктивно-синтетический уровень сформированности знаний предполагает знание и умение использовать на практике алгоритмы деятельности, в том числе алгоритмы решения задач, доказательства теорем, процедуры, правила принятия решений, поведения и т.п.

Расположение заданий в комплекте должно подчиняться требованию возрастающей трудности, т. е. сначала должны следовать задания первой, наиболее простой группы, затем второй и только в конце – третьей, наиболее сложной группы. В отличие от тестов, необходимость такого расположение заданий в комплекте объясняется несколько иначе. Более трудные задания, будучи расположенными перед простыми, могут стать причиной неоправданного занижения оценки. У слабых студентов, которые будут слишком долго решать трудные задания, рискуя так и не решить их, может просто не хватить времени на решение более простых заданий, с которыми они при иных обстоятельствах вполне могли бы справиться.

Для получения достаточного количества вариантов рекомендуется сформировать базу заданий в тестовой форме, включающую не менее 30-ти заданий различного уровня. Минимальное количество заданий должно составлять: 15 заданий первого, 10 заданий второго и 5 заданий третьего уровня. База такого объема позволяет скомпоновать более 10,5×106 комплектов заданий.

Наряду с этим остается весьма желательным использование заданий, параллельных по трудности.

Комплект заданий (рис. 5.1) формируется путем случайного выбора заданий каждой группы из базы. Преимущества использования при этом ПЭВМ и специализорованного программного обеспечения очевидны.

За правильное решение каждого из 12-ти заданий комплекта испытуемому присваивается 1 балл, за неверное решение – 0 баллов. Общая оценка за выполнение комплекта заданий определяется как простая сумма баллов, полученных за выполнение отдельных заданий.

Таким образом, для получения высокой оценки равно необходимо правильно решать как трудные, так и легкие задания. Другими совами, который справляется с трудными заданиями, но не может решить простых, не заслуживает высокой оценки.

Ориентировочное время на выполнение заданий различной трудности приведено в табл. 5.2.

Таблица 5.2 – Ориентировочное время на выполнение комплекта заданий в тестовой форме

Уровень трудности задания Время, отведенное на решение
одного задания всех заданий соответствующего уровня
Задания 1-го уровня 1 мин. 1 6 = 6 мин.
Задания 2-го уровня 3 мин. 3 4 = 12 мин.
Задания 3-го уровня 6 мин. 6 2 = 12 мин.
ВСЕГО НА КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ 30 мин. (2/3 акад.час.)

Описанный подход к организации контроля успеваемости отличается рядом преимуществ, наиболее существенными из которых являются:

- максимальная простота и прозрачность формирования оценок, не требующая каких бы-то ни было громоздких вычислений;

- приемлемая продолжительность контрольных мероприятий;

- минимальные затраты времени преподавателей на составление достаточного количества вариантов комплектов заданий;

- максимальная приспособленность для автоматизации процесса контроля с использованием средств вычислительной техники, как во время контрольных мероприятий, так и при оценивании результатов и их документировании.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей ВУЗов и колледжей. 2-е изд., перераб. и доп. –М: Центр тестирования, 2005. – 156 с.

2. Аванесов B.C. Этапы разработки теста. В сб. «Конструирование педагогических тестов по русскому языку как иностранному. Доклады и сообщения». ЦМО МГУ им. М.В.Ломоносова, 15-16 апреля 2003 г. – М., 2003.

3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: Центр тестирования, 2003. – 237 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Украины №285 от 31.07.98. Приложение 1.

5. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2-х частях. Ч. 1, с. 45. –М: Просвещение, 1992. -175 с.

6. Лукомский В.Я. Теория корреляции и ее применение к анализу производства. –М: Госстатиздат, 1961. - 376 с.

7. Гурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для ВУЗов. – 8-е изд., стер. –М: Высшая школа, 2002. –479 с.

8. Дистанційне навчання: Умови застосування. Дистанційний курс: Навчальний посібник. 2-ге вид., доповн./ За ред. В.М. Кухаренка. –Харків: НТУ „ХПІ”, 2001. -282 с.


 


*[1] - В хорошо составленных заданиях неправильные ответы должны быть не менее «правдоподобны», чем правильные. Их не случайно называют дистракторами (distract – пер. с англ. – отвлекать, сбивать с толку, вводить в заблуждение), удачный подбор которых позволяет существенно снизить вероятность угадывания.

*[2] – общее число вариантов, которое можно получить из фасетного задания, подсчитывается путем перемножения числа элементов в каждом фасете задания. В рассмотренном примере – 2х3х4 = 24.

*[3] - некоторые специалисты предлагают рассчитывать объем (В) базы тестовых заданий (общее кол-во заданий, из которых формируются варианты теста) по формуле В = N´10, где N – количество часов, отведенное на изучение дисциплины (дисциплин)

*[4] - Цехмистро И.С. Технология изготовления деталей и сборки машин: учебное пособие. –Днепропетровск, ГИПОмет, 2002. -190 с. С. 77 – Вопросы для самопроверки знаний раздела 1.

*[5] - подробнее о слиянии документов можно прочесть в пособии «Текстовый редактор Word. Учебное пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» / Сост.: А.П. Егоров, Ю.А. Ступак, С.В. Бейцун, И.Г. Тригуб. _Днепропетровск: ИПК МК, 1999. -48 с. (§3.4, стр. 44)

*[6] - под «параллельностью» групп здесь следует понимать условие примерно одинакового уровня подготовленности студентов (испытуемых). Это могут быть различные группы одного и того же курса одного направления подготовки или специальности.

*[7] - для одной и той же группы результаты тестирования, проведенного в начале дня (утром), могут отличаться от результатов, полученных после нескольких часов занятий, когда сказывается фактор усталости.

*[8] - при проведении «настоящего» (не пробного) тестирования соблюдение данного условия не обязательно.

*[9] - приведенная в табл. 3.4 матрица является практически «идеальной». На практике же, особенно при пробном тестировании, достаточно часто встречаются ситуации, когда испытуемые отвечают на более трудные задания, не отвечая на сравнительно легкие (см. строку №6 таблицы).

*[10] - по данным табл. 3.4.

*[11] - Отсюда логически следует вывод о том, что в тест должны включаться вопросы, на которые испытуемый может знать ответ (то есть только те, которые изучались).

*[12] - кроме вступительного тестирования, при котором приемная комиссия устанавливает «проходной балл» по результатам тестирования и только потом оглашает результаты.

*[13] - если за отведенное время более 30-40 % испытуемых положительно отвечают практически на все вопросы, следует либо уменьшить продолжительность тестирования, либо пересмотреть содержание теста (возможно, тест слишком «легкий» для данной группы испытуемых). В противоположной ситуации (тест слишком «сложный») следует несколько увеличить продолжительность тестирования или «упростить» тестовые задания.

*[14] - имеется в виду только анализ структуры и профиля знаний. Текущий контроль успеваемости лежит вне сферы применения тестов (см. далее главу 5).

*[15] - дистанционный курс – это электронное издание, которое обычно содержит учебное пособие или конспект лекций, методические указания к лабораторным и/или практическим работам, вспомогательные и инструктивные материалы. Существует два вида дистанционных курсов – курсы для самостоятельной работы и курсы для групповой работы с участием преподавателя (тьютора). Обучение по курсам для групповой работы предусматривает наличие специализированной программы или комплекса программ, называемых системой дистанционного обучения. Подробнее см. [8].