Атмосфера. Гидросфера. Литосфера и внутреннее строение Земли

Литература

Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. СПб., 2002.

Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

Маврищев В.В.Основы экологии. Минск, 2007.

Шилов И.А. Экология: Учеб. Пособие. М.,1997.

 

1. По современным представлениям, биосфера-это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмане с этим организмами. Эти представления базируются на учении В.И. Вернадского (1863-1945) о биосфере – крупнейшее из обобщений в области естествознаний в XX в.

Учение В.И. Вернадского о биосфере – это целостное фундаментальное учение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующее собой принципиально новый подход к изучению планеты, как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом настоящем и будущем.

По представлениям В.И. Вернадского, биосфера включает живое вещество (т.е. все живые организмы), биогенное (уголь, известняки, нефть. и др.), косное (в его образовании живое не участвуют, например, магматические горные породы), биокосное (создаётся с помощью живых организмов), а также радиоактивное вещество, вещество космического происхождения(метеориты) и рассеянные атомы.

Сущность учения В.И.Вернадского заключена в признании исключительной роли живого вещества, преобразующего облик планеты. Суммарный результат его деятельности за геологический период времени огромен. По словам В.И.Вернадского, на земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а а потому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом.

Вторым главным аспектом учения В.И.Вернадского является разработанное им представление об

организованности биосферы, которая проявляется в согласованном взаимодействии живого и не

живого, взаимной приспособляемости организма и среды. В.И. Вернадский обосновал также важнейшие представления о формах превращения вещества, путях биогенной миграции атомов, т.е. миграции химических элементов при участии живого вещества, накопление химических элементов, о движущих факторах развития биосферы и др. Важнейшей частью учения В.И. Вернадского о биосфере являются его представления о её возникновении и развитии. Современная биосфера возникла не сразу, а в результате длительной эволюции, в процессе постоянного взаимодействия абиотических и биотических факторов. Первые формы жизни были представлены в виде анаэробных бактерий(- организмы, способные жить при отсутствии свободного кислорода) затем цианобактерий и сине- зеленые водорослей (прокариотов - ), и настоящих водорослей и наземных растений (эукариотов)Деятельность этих организмов привела к накоплению в биосфере свободного кислорода в современном количестве. Параллельно развивались и гетеротрофы и прежде всего – животные. Главными датами их развития являются выход на сушу и заселение материков (к началу третичного периода) и наконец, появление человека.

В сжатом виде идеи В.И.Вернадского об эволюции биосферы могут быть сформулированы следующим образом:

1. Вначале сформировалось литосфера – предвестник окружающей среды,а затем – после появления жизни на суше – биосфера.

2. В течение всей геологической истории Земли никогда не наблюдались азойные геологические эпохи. Следовательно, современное живое вещество генетически связано с живым веществом прошлых геологических эпох.

3. Живые организмы – главный фактор миграции химических элементов в земной коре.

4. Грандиозный геологический эффект деятельности организмов обусловлен тем, что их количество бесконечно велико и действуют они практически в течение бесконечно большого промежутка времени.

5. Основным движущим фактором развития процессов в биосфере является биохимическая энергия живого вещества.

В целом, учения о биосфере В.И.Вернадского заложило основы современных представлений о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы. В наши дни оно служит естественнонаучной основой рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.(прдолжен. В книге зачет и экзамен Коробкин ).