Принципы компоновки педагогических тестов

 

После обработки результатов пробного тестирования, переработки и повторной проверки заданий, производится формирование тестов из заданий, успешно прошедших проверку на соответствие требованиям (критериям), рассмотренным выше.

При этом следует учитывать, что педагогический тест – это не механическая совокупность заданий, а их система, основная задача которой состоит в получении достаточно надежного результата, с высокой степенью достоверности отражающего уровень и структуру подготовленности испытуемых. Каждое задание в тесте должно нести свою миссию, проверяя те или иные знания и умения, являясь составной единицейнеразрывного целого - теста. Удаление хотя бы одного системного задания из хорошо подготовленного теста приводит к возникновению пробела на континууме проверяемых знаний, а значит, и к снижению качества измерения.

Как уже подчеркивалось ранее, система заданий теста должна достаточно полно охватывать соответствующую область знаний (учебная дисциплина, цикл дисциплин), т.е. быть репрезентативной по отношению к «генеральной совокупности» знаний в соответствующей области*[11]. Это требование обеспечивается достаточным количеством и надлежащим качеством (содержанием) тестовых заданий. Качество же тестовых заданий зависит от педагогического опыта и мастерства преподавателя - разработчика тестов, а также удачного сочетания в тесте заданий различных форм, содержания и уровня сложности, т.е. от эффективной композиции тестовых заданий.

Основные принципы композиции тестовых заданий:

- логическая определенность содержания заданий. Любое задание должно быть составлено таким образом, чтобы оно было способно продуцировать у испытуемых правильный ответ. Спорные, некорректные и двусмысленные вопросы не допускаются;

- использование фасетов при составлении заданий;

- принцип параллельности заданий в различных вариантах тестов;

- обратимость содержания. Следует стремиться подбирать такие вопросы, которые могут быть легко сформулированы по-другому или с использованием другой формы;

- лаконичность заданий. Сущность задания должна пониматься испытуемыми с первого прочтения;

- устранение «скачков трудности». Вопросы в тесте следует располагать в порядке возрастания их трудности, которая определяется на практике;

- единство стиля представления заданий различных форм (инструкция, содержание задания, ответы к заданию);

- сочетание в тестах заданий различной формы;

- соответствие содержания заданий проверяемому объему знаний. В тестах должны использоваться только такие вопросы, которые испытуемые должны были изучать. Спрашивать о том, что не изучалось нельзя;

- сложность тестов должна примерно соответствовать уровню подготовленности испытуемых. В «идеале» распределение результатов тестирования (индивидуальных суммарных баллов) в достаточно большой группе испытуемых (не менее 20 человек) должно подчиняться нормальному закону.