Нетестовые задания

В соответствии с теорией педагогических измерений к таким заданиям относятся задачи, вопросы, примеры, упражнения, кроссворды и прочие задания, в любой форме, кроме тестовой. В тесты их не включают по причине нетехнологичности, громоздкости, затруднений в восприятии формы и содержания, повышенной трудоемкости их подготовки и последующей проверки. Эти «недостатки» не позволяют использовать такие задания в тестах и осуществлять с их помощью эффективное и качественное педагогическое измерение.

Тем не менее, сказанное вовсе не означает, что нетестовые задания должны быть полностью исключены как форма контроля. Эти задания занимают свое место и выполняют свою, достаточно важную роль, однако с тестами, с точки зрения теории педагогических измерений, ничего общего не имеют.

 

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

 

Подготовка заданий в тестовой форме и пробное тестирование

 

Прежде чем приступать к разработке заданий в тестовой форме, следует четко определиться – что предполагается измерять? Какова цель тестирования? Уровень каких знаний, навыков или умений предполагается измерить с его помощью? Каким должен быть тест и условия его применения для получения максимально достоверных результатов?

В табл. 3.1 представлены основные разновидности тестов и их общая характеристика. Как видно из таблицы, от назначения тестов зависят как объем базы заданий для их создания, так и условия тестирования. Далее будет рассмотрено создание тестов первой группы, наиболее простой, так как остальные разновидности создаются по тем же принципам.

Таблица 3.1 - Разновидности тестов и особенности их применения

Разновидности тестов Назначение Сферы применения На базе чего создается тест Примерное количество вопросов в одном тесте, шт. Ориентировочная продолжительность* тестирования
Гомогенный Проверка уровня знаний по одной отдельной дисциплине Промежуточный и итоговый контроль обучения, самостоятельная работа студентов ОПП, рабочая учебная программа дисциплины до 30, но не менее 12 до 30 мин.
Гетерогенный Проверка уровня знаний по нескольким дисциплинам Итоговый контроль обучения, самостоятельная работа студентов, аттестация, вступительное тестирование ОПП, рабочие учебные программы дисциплин Не менее 40, рекомендуется 80…120 60…90 мин
Интегративный Проверка уровня знаний по ряду дисциплин из различных областей знаний Итоговая аттестация, квалификационный отбор ОКХ, ОПП, рабочие учебные программы дисциплин 380…420 до 240 мин
*прим. – продолжительность тестирования, как правило, уточняется (корректируется) на практике

Как следует из табл. 3.1, общее количество заданий в тестовой форме для последующего их использования в тесте должно быть достаточно большим*[3]. Это связано, в первую очередь, с необходимостью обеспечения основного требования к любому тесту – он должен быть репрезентативным по отношению к тому объему знаний и умений, которые предполагается измерить. Другими словами, «...содержание теста – редуцированное отображение учебной дисциплины в тестовой форме» [1].

Как отмечалось в главе 2, при составлении заданий в тестовой форме разработчики обязательно должны учитывать еще одно важное обстоятельство – как будут проводиться тестирование и обработка его результатов? Возможные варианты:

1) Тесты распечатываются на бумаге. Оценивание ответов и анализ результатов тестирования преподаватель производит «вручную»;

2) Тесты распечатываются на бумаге, но результаты вводятся в компьютер и обрабатываются с помощью специализированной программы;

3) Тесты генерируются в специализированной программе и с ее же помощью обрабатываются результаты.

Приведенные варианты имеют свои преимущества и недостатки. Так, например, во втором и третьем вариантах по причинам, рассмотренным в главе 2, использование заданий открытой формы не рекомендуется (во избежание ошибок при обработке результатов тестирования). При вступительном тестировании предпочтителен первый вариант, так как может оказаться, что не все испытуемые в достаточной степени владеют компьютером и программой для тестирования (см. табл. 3.2).

Для сокращения затрат времени на создание заданий в тестовой формепреподаватель должен в совершенстве овладеть рассмотренными во второй главе приемами создания заданий различных форм и принципами формирования их содержания (в первую очередь – принципом фасетности). Здесь может оказать помощь уже имеющийся материал – перечни вопросов к экзаменам и зачетам, задания для самостоятельной работы и т.п., из которых можно достаточно быстро создать необходимый массив заданий в тестовой форме.

 

Таблица 3.2 - Преимущества и недостатки способов тестирования

Способ изготовления тестов и проведения тестирования Преимущества Недостатки
  1. Изготовление тестов на бумаге с последующей «ручной» или компьютерной проверкой   1) Наличие навыков работы с ПЭВМ и программой для тестирования у испытуемых не обязательно; 2) Нет необходимости в компьютерной технике, программе для тестирования. Тестирование может проводиться в любой аудитории   1) Низкая технологичность (трудоемкость изготовления тестов и их последующей проверки, большие затраты времени на обработку и представление результатов); 2) Высокая вероятность ошибки при ручной проверке тестов или вводе результатов в компьютер; 3) Наличие субъективного фактора при оценивании результатов  
  2. Генерация тестов специализированной компьютерной программой для проведения тестирования и обработки его результатов   1) Многократное «изготовление» тестов без вмешательства преподавателя; 2) Возможно использование обучающего потенциала тестов, а также их использование для самоконтроля в мультимедийных учебниках, дистанционных курсах и т.п.; 3) Возможна организация тестирования в дистанционном режиме, с использованием сети Интернет; 4) Возможно проведение адаптивного тестирования по различным алгоритмам в автоматическом режиме; 5) Безошибочное оценивание результатов и последующая их обработка с минимальными затратами времени.     1) Необходимость компьютерного класса и специализированной программы для проведения тестирования; 2) Необходимость предварительного обучения или инструктажа испытуемых; 3) Необходимость достаточно сложных алгоритмов эвристического анализа в случае использования заданий открытой формы, высокая вероятность ошибок при оценивании ответов на задания открытой формы в автоматическом режиме

Ниже приведен пример разработки заданий в тестовой форме на базе имеющегося перечня вопросов.

Вопрос из перечня для самопроверки знаний*[4]: