Задания открытой формы

 

Задания открытой формы не содержат готового ответа. Каждому испытуемому ответ приходится вписывать самому, во время тестирования, в отведенном для этого месте. После дополнения задания определенным ответом получается истинное или ложное высказывание. Инструкция к таким заданиям записывается так: «Дополнить:». Примеры:

Дополнить:

39. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ НАЗВАНА

В ЧЕСТЬ _______________________ .

40. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОД В ЭЛЕКТРОЛИЗЕ

НАЗЫВАЕТСЯ _________________ .

41. ЧУГУНОМ НАЗЫВАЮТ СПЛАВ ЖЕЛЕЗА С СОДЕРЖАНИЕМ

УГЛЕРОДА БОЛЕЕ ____ %.

42. В ГЛАВНОЙ ЛИНИИ ПРОКАТНОГО СТАНА ОСНОВНЫМ

ЭЛЕМЕНТОМ ПЕРЕДАТОЧНОГО МЕХАНИЗМА, ПЕРЕДАЮЩИМ

ВРАЩЕНИЕ ВАЛКАМ, ЯВЛЯЕТСЯ _____________________ КЛЕТЬ.

 

Основными рекомендациями при составлении заданий этой формы являются следующие:

- все утверждения формулируются как можно короче;

- испытуемый должен добавлять только одно слово;

- желательно, чтобы добавляемое слово располагалось в конце задания;

- формулировка задания не должна быть двусмысленной. Задание должно быть логически определенным, т.е. предполагать однозначный ответ.

Важность последней рекомендации можно продемонстрировать на следующих примерах:

Неправильно:

Дополнить:

43. СТАЛЬ ВЫПЛАВЛЯЮТ В _______________________ .

В данном примере вопрос сформулирован неудачно, т.к. сталь можно выплавлять в различных агрегатах и даже знающие правильный ответ(ы) испытуемые окажутся в двусмысленной ситуации. Поэтому более корректной была бы такая формулировка того же вопроса:

Правильно:

Дополнить:

44. В МАРТЕНОВСКОЙ ПЕЧИ ВЫПЛАВЛЯЮТ ________________ .

Процедура создания задания открытой формы может быть сведена к следующим действиям разработчика:

1) формулируется короткий и точный вопрос;

2) к поставленному вопросу записывается краткий и однозначный ответ;

3) из ответа исключается ключевое слово.

 

Например:

1) КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ЗАКОН ОМА?

2) СИЛА ТОКА В ЦЕПИ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА НАПРЯЖЕНИЮ И ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА СОПРОТИВЛЕНИЮ.

3а) СИЛА ТОКА В ЦЕПИ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА НАПРЯЖЕНИЮ И ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА ___________________.

3б) СИЛА ТОКА В ЦЕПИ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА

СОПРОТИВЛЕНИЮ И ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА __________.

В приведенном примере использован принцип обратимости: для одного и того же задания получены два варианта. С использованием этого принципа может быть разработано достаточно много различных заданий, параллельных по содержанию, однако не всегда такие задания будут параллельными (одинаковыми) по трудности. Сказанное можно проиллюстрировать на примере задания для школьников младших классов:

45. 6 + 3 = ____ ; 6 + ____ = 9; ____ + 3 = 9.

Внешне – это совершенно одинаковые по трудности задания. Однако на практике установлено, что решение первого из них, в основном, проходит без трудностей, тогда как второе и третье чаще вызывают у учеников затруднения. Делается вывод, что психологически эти задачи решаются по-разному [5]. Таким образом, не всегда задания, являющиеся обратимыми, являются параллельными по содержанию и по структуре психологической деятельности. В связи с этим возникает вопрос выбора лучшего варианта для включения в тест, который решается эмпирически путем апробации того и другого задания на параллельных группах испытуемых, после чего выбирается то задание, которое в наибольшей степени обладает свойствами тестового (критерии отбора см. в §3.2).

У обратимых заданий есть еще один недостаток – если испытуемые хотя бы немного ориентируются в содержании дисциплины, то в случае тавтологии (см. выше задания 3а и 3б на знание закона Ома), ответ для одного задания они найдут в параллельном тесте (у соседа по парте, например). В таком случае целесообразно один из вариантов задания представить в другой форме, например, так:

Обвести кружком номер правильного ответа:

46. СОГЛАСНО ЗАКОНУ ОМА, СИЛА ТОКА В ЦЕПИ

1) прямо пропорциональна напряжению и сопротивлению

2) обратно пропорциональна напряжению и сопротивлению

3) обратно пропорциональна напряжению и прямо

пропорциональна сопротивлению

4) обратно пропорциональна сопротивлению и прямо

пропорциональна напряжению

47. СОГЛАСНО ЗАКОНУ ОМА, НАПРЯЖЕНИЕ В ЦЕПИ

1) прямо пропорционально силе тока и сопротивлению

2) обратно пропорционально силе тока и сопротивлению

3) обратно пропорционально силе тока и прямо

пропорционально сопротивлению

4) обратно пропорционально сопротивлению и прямо

пропорционально силе тока

48. УТВЕРЖДЕНИЕ О ТОМ, ЧТО СИЛА ТОКА В ЦЕПИ ПРЯМО

ПРОПОРЦИОНАЛЬНА СОПРОТИВЛЕНИЮ И ОБРАТНО

ПРОПОРЦИОНАЛЬНА НАПРЯЖЕНИЮ

1) верно

2) не верно

Как видно из примеров, один из вариантов оказалось возможным заменить на задания, составленные в другой форме. При определенном опыте у разработчика, одно и то же задание можно сформулировать несколькими способами, т.е. может быть получено достаточно много заданий, параллельных по содержанию и трудности, но различных по форме.

Некоторые составители тестов считают задания открытой формы лучше заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов, так как они позволяют полностью исключить угадывание ответов. Но, как показано в примерах выше, это суждение не всегда справедливо. Еще один пример:

Дополнить:

49. КЛАССИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПО ХИМИЧЕСКОЙ

СУЩНОСТИ ПРОИСХОДЯЩИХ ПРОЦЕССОВ - _______________ .

Не каждый студент, читая приведенное задание, сможет сразу сообразить, о чем же у него спрашивают. В этом случае более определенным по смыслу было бы задание с выбором одного правильного ответа:

Обвести кружком номер правильного ответа:

50. КЛАССИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПО ХИМИЧЕСКОЙ

СУЩНОСТИ ПРОИСХОДЯЩИХ ПРОЦЕССОВ

1) окислительный

2) восстановительный

Иногда в заданиях открытой формы используется пропуск двух и более слов (или символов), что во многих случаях является нежелательным.

Примеры:

Дополнить:

51. СОГЛАСНО ЗАКУНУ ОМА, СИЛА ТОКА В ЦЕПИ ПРЯМО

ПРОПОРЦИОНАЛЬНА __________________ И ОБРАТНО

ПРОПОРЦИОНАЛЬНА __________________ .

52. СОГЛАСНО ЗАКУНУ ОМА, СИЛА ______________ В ЦЕПИ ПРЯМО

ПРОПОРЦИОНАЛЬНА __________________ И ОБРАТНО

ПРОПОРЦИОНАЛЬНА __________________ .

Если пропущенные в задании слова следуют одно за другим, тогда смысл задания улавливается еще труднее:

Дополнить:

53. СОГЛАСНО ЗАКОНУ ОМА, СИЛА ТОКА В ЦЕПИ

__________ _______________ НАПРЯЖЕНИЮ И

__________ _______________ СОПРОТИВЛЕНИЮ.

Учитывая ограниченное количество времени, которое обычно отводится на тестирование, такие задания отнимают у испытуемых слишком много времени. Плохая понимаемость вопроса в тесте может быть причиной его низкой дифференцирующей способности – задание плохо дифференцирует знающих студентов от плохо подготовленных. Поэтому использование в заданиях открытой формы более чем одного пропуска должно быть тщательно продумано разработчиком – любое задание должно пониматься с первого прочтения.

При составлении заданий открытой формы и включении их в тесты разработчики обязательно должны учитывать еще одно важное обстоятельство – как будут проводиться тестирование и обработка его результатов? При этом возможны три варианта:

1) тесты распечатываются на бумаге и после тестирования производится их проверка преподавателем «вручную»;

2) тесты распечатываются на бумаге, но результаты тестирования вводятся в компьютер и обрабатываются с помощью специально разработанной программы;

3) процесс тестирования полностью компьютеризован – тесты генерируются в специализированной программе и с ее же помощью обрабатываются результаты.

Во втором и третьем вариантах может возникнуть ситуация, когда компьютер (специализированная программа) не засчитает правильный ответ на вопрос открытой формы по причине ошибки ввода оператора или некорректной записи ответа самим испытуемым. Пример:

Дополнить:

54. СОГЛАСНО ЗАКОНУ ОМА, СИЛА ТОКА В ЦЕПИ

ПРЯМО пропорциональная НАПРЯЖЕНИЮ И

ОБРАТНО пропорциональная СОПРОТИВЛЕНИЮ.

Допущены ли в данном примере ошибки? В слове «пропорциональная» грамматической ошибки нет, но алгоритм компьютерной проверки ответа на такое задание может предусматривать только слово «пропорциональна», без буквы «я» и, ответ на это задание соответственно, не будет засчитан. Для исключения подобной ситуации разработчики программного обеспечения для проверки тестов включают в него элементы эвристического анализа, позволяющие свести к минимуму такого рода «возмущения», но пока таких алгоритмов разработано крайне мало и их возможности пока еще далеки от совершенства.

Еще один пример:

Дополнить:

55. РЕШЕНИЕМ УРАВНЕНИЯ БУДЕТ

2pn, nÎZ .

Ответ на такое задание, даже если он написан тестируемым по всем правилам, ввести с клавиатуры в программу непросто и здесь также не обойтись без мощного эвристического анализа на наличие «существенных» и «несущественных» ошибок, таких как лишние или недостающие пробелы, не тот регистр у символов, отсутствие запятых и др.

Из приведенных примеров следует вывод о том, что открытую форму заданий желательно использовать для тестов, которые распечатываются на бумаге, с последующей «ручной» проверкой результатов. При компьютерной обработке результатов данную форму заданий в большинстве случаев без ущерба для качества тестов могут заменить как рассмотренные выше формы «с выбором одного или нескольких правильных ответов», так и другие, о которых речь пойдет далее.