Принципы подбора содержания заданий

При разработке содержания заданий также используется ряд принципов. Основной принцип – использование фасета. Идею фасета можно сравнить с известной практикой создания нескольких вариантов одинаково трудных заданий для проведения контрольных работ. Следует отметить, что фасетная запись задания предназначена не для тестируемого, а для разработчика заданий, поэтому далее в примерах инструкция к заданию не приводится:

21. РЕЖИМУ РАБОТЫ

ПРОКАТНОГО СТАНА СООТВЕТСТВУЕТ ГРАФИК СКОРОСТИ

ПРОКАТКИ ЗА ПЕРИОД ПРОХОДА

1) 3) 5)

2) 4) 6)

22. к группе тяжелых металлов

1) относится

2) не относится

Как видно из примеров, фасетное задание позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания, что экономит время разработчика, исключает возможность его повторения в параллельных вариантах тестов. Еще одно важное достоинство таких заданий заключается в том, что из него можно получить варианты примерно одинаковые по трудности. Обязательное условие при составлении таких заданий – все элементы из фасета должны быть однородны, т.е. принадлежать одной и той же укрупненной дидактической единице знаний.

Задание может включать более одного фасета, что существенно увеличивает количество вариантов, которое может быть получено из такого задания. Примеры:

 

23. методом система уравнений

1) решается

2) не решается

24. При дутья

1) увеличивается

2) остается без изменений

3) уменьшается

Так, из одного задания, приведенного в последнем примере, может быть получено 24 задания*[2] - разных по содержанию, но близких по другим характеристикам. Такие задания очень удобны при использовании современных компьютерных технологий, где ПЭВМ автоматически выдает каждому тестируемому различные варианты одного и того же фасетного задания.

В некоторых случаях фасетные задания могут иметь огромное число вариантов. Пример:

25. глагол

Как видно из этого примера, в ПЭВМ можно ввести тысячу глаголов, которые будут в случайном порядке выдаваться испытуемым при тестировании, что практически исключает повтор одного и того же задания в параллельных вариантах теста.

Не исключены случаи, когда варианты одного и того же фасетного задания могут существенно различаться по трудности. Как правило, это может произойти вследствие нарушения принципа однородности элементов фасета. Варианты, различающиеся по трудности, из фасета необходимо исключить. Пример:

26. УРАВНЕНИЕ РЕШЕНИЕ

Как видно из примера, в фасет были включены уравнения нескольких видов, различного уровня сложности, что не позволяет получить из такого фасета параллельные задания одинаковой трудности. Корректнее было бы создать несколько фасетных заданий, которые содержали бы уравнения, относящиеся к одному классу: один фасет – иррациональные; второй – тригонометрические; третий – квадратные и т.д.

Второй принцип формулирования содержания задания называют импликацией. Задания, сформулированные по этому принципу, имеют форму логического суждения вида «если…то…», или импликации. Такие задания могут использоваться для проверки знания причинно-следственных отношений.

Примеры:

27. если в полдень стать спиной к солнцу, то

БУДЕТ

28. если в текстовом редакторе нажать клавишу

, то курсор в тексте

1) переместится вправо 3) останется на месте

2) переместится влево 4) исчезнет

29. если повысить газа, то его объем

1) увеличится 2) не изменится 3) уменьшится

Третий принцип формулирования содержания задания – краткость. В задании не должно быть ни одного лишнего слова или символа. Примеры:

30.

 

31.

Приведенные в примерах задания состоят из минимального количества слов, имеют короткие и однозначно понимаемые всеми испытуемыми ответы. Для достижения краткости желательно спрашивать о чем-то одном. Можно понять возражение педагогов о необходимости более пространных формулировок, объяснения преподавателю хода решения задания и т.п. Такой подход, имеющий субъективную составляющую, оправдан при традиционных формах контроля знаний, но в тестовых технологиях одним из требований является наличие одинаковых для всех, заранее оговоренных правил оценивания ответов, без участия педагогов, что налагает требование краткости и однозначности формулирования как текста задания, так и вариантов ответов на него.