Выбор экономического субъекта аудиторской организацией или аудитором- предпринимателем

 

В связи с расширением круга организаций, обязанных проходить аудиторскую проверку и представлять аудиторские заключения собранию акционеров, пайщиков и т. п. оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования.

Предварительная деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом.

Клиентов аудиторской фирмы можно условно разделить на два типа взаимоотношений:

- формально-официальный: клиенты этого типа не собираются устанавливать с аудитором тесные контакты и требуют быстрейшего проведения аудиторской проверки;

- неформальный: клиенты устанавливают с аудитором тесный контакт и надеются на его помощь. В этом случае внешний аудитор выполняет некоторые функции внутреннего аудита и оказывает ряд сопутствующих услуг (консультации, анализ).

Аудиторская организация имеет право выбора клиента. Ей следует определить, будет ли она заключать договор с клиентом по результатам этапа предварительного планирования аудиторской проверки или нет.

При выборе клиента аудиторской организации важно установить:

1. Виды деятельности организации-клиента, чтобы оценить свои возможности при проведении обязательной аудиторской проверки;

2. Размер организации-клиента (численность персонала, объем документооборота, наличие и расположение филиалов и обособленных подразделений), чтобы понять, может ли быть скомплектована соответствующая бригада аудиторов для проведения проверки;

3. Причину, побудившую клиента пригласить аудиторскую организацию для проведения проверки, - это может быть обязательный или инициативный аудит, аудит для подтверждения отчета об эмиссии ценных бумаг, аудит для получения лицензии на определенный вид деятельности, аудит для получения кредита в банке и т.п.;

4. Готовность руководства организации предоставить всю необходимую информацию для проверки - руководство организации обязано, в частности, предоставить аудиторам копии отчетов (письменных информаций) по результатам предыдущих аудитов не менее чем за три предшествовавших финансовых года;

5. Готовность руководства организации вносить изменения (исправления) в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность по результатам проведенной аудиторской проверки. Аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых организаций устранения выявленных нарушений.

 

Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т. д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс − аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.

К числу основных процедур отбора клиентов относятся:

- оценка характера отрасли;

- определение цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

- выяснения особенностей руководителей;

- предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

- оценка причины смены или смен аудиторов;

- знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;

- выяснения характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации финансовой отчетности потенциального клиента;

- получение рекомендаций (от различных организаций, профессионалов и т. д.);

- экспресс–анализ отчетности;

- предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, текущими и предстоящими проблемами клиента;

- оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы (с учетом наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т. д.).

На стадии предварительного планирования с руководством экономического субъекта должны быть обсуждены и согласованы также соответствующие организационные вопросы, связанные с созданием нормальных условий для работы и оплатой указанных услуг.

Следует помнить, что аудиторская проверка не может проводиться:

1. Аудиторами, являющимися:

- учредителями;

- собственниками или акционерами;

- руководителями и иными должностными лицами проверяемого субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве.

2. Аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся:

- их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками;

- их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющих в своем капитале долю аудиторской фирмы;

- аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является учредителем или собственником.

3. Аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности.

При умышленном сокрытии аудитором (аудиторской фирмой) подобных обстоятельств заказчику возмещаются понесенные им расходы в связи с заключением договора, а лицензия аудитора может быть аннулирована.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и экономический субъект пришли к соглашению о возможности аудита и согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.