Выбор экономического субъекта аудиторской организацией или аудитором- предпринимателем
В связи с расширением круга организаций, обязанных проходить аудиторскую проверку и представлять аудиторские заключения собранию акционеров, пайщиков и т. п. оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования.
Предварительная деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом.
Клиентов аудиторской фирмы можно условно разделить на два типа взаимоотношений:
- формально-официальный: клиенты этого типа не собираются устанавливать с аудитором тесные контакты и требуют быстрейшего проведения аудиторской проверки;
- неформальный: клиенты устанавливают с аудитором тесный контакт и надеются на его помощь. В этом случае внешний аудитор выполняет некоторые функции внутреннего аудита и оказывает ряд сопутствующих услуг (консультации, анализ).
Аудиторская организация имеет право выбора клиента. Ей следует определить, будет ли она заключать договор с клиентом по результатам этапа предварительного планирования аудиторской проверки или нет.
При выборе клиента аудиторской организации важно установить:
1. Виды деятельности организации-клиента, чтобы оценить свои возможности при проведении обязательной аудиторской проверки;
2. Размер организации-клиента (численность персонала, объем документооборота, наличие и расположение филиалов и обособленных подразделений), чтобы понять, может ли быть скомплектована соответствующая бригада аудиторов для проведения проверки;
3. Причину, побудившую клиента пригласить аудиторскую организацию для проведения проверки, - это может быть обязательный или инициативный аудит, аудит для подтверждения отчета об эмиссии ценных бумаг, аудит для получения лицензии на определенный вид деятельности, аудит для получения кредита в банке и т.п.;
4. Готовность руководства организации предоставить всю необходимую информацию для проверки - руководство организации обязано, в частности, предоставить аудиторам копии отчетов (письменных информаций) по результатам предыдущих аудитов не менее чем за три предшествовавших финансовых года;
5. Готовность руководства организации вносить изменения (исправления) в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность по результатам проведенной аудиторской проверки. Аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых организаций устранения выявленных нарушений.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т. д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс − аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
К числу основных процедур отбора клиентов относятся:
- оценка характера отрасли;
- определение цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;
- выяснения особенностей руководителей;
- предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;
- оценка причины смены или смен аудиторов;
- знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;
- выяснения характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации финансовой отчетности потенциального клиента;
- получение рекомендаций (от различных организаций, профессионалов и т. д.);
- экспресс–анализ отчетности;
- предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, текущими и предстоящими проблемами клиента;
- оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы (с учетом наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т. д.).
На стадии предварительного планирования с руководством экономического субъекта должны быть обсуждены и согласованы также соответствующие организационные вопросы, связанные с созданием нормальных условий для работы и оплатой указанных услуг.
Следует помнить, что аудиторская проверка не может проводиться:
1. Аудиторами, являющимися:
- учредителями;
- собственниками или акционерами;
- руководителями и иными должностными лицами проверяемого субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве.
2. Аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся:
- их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками;
- их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющих в своем капитале долю аудиторской фирмы;
- аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является учредителем или собственником.
3. Аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности.
При умышленном сокрытии аудитором (аудиторской фирмой) подобных обстоятельств заказчику возмещаются понесенные им расходы в связи с заключением договора, а лицензия аудитора может быть аннулирована.
Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и экономический субъект пришли к соглашению о возможности аудита и согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.