Тестовые задания

 

Педагогический тест состоит не из заданий в тестовой форме, а из тестовых заданий.

Задания в тестовой форме только внешне похожи на тестовые задания, но этого недостаточно для их включения в тест. Нужна еще проверка статистических свойств каждого задания.

Тестовое задание – это составная единица теста, отвечающая требованиям к заданиям в тестовой форме и, кроме того, статистическим требованиям. Основными статистическими требованиями к тестовым заданиям являются требования:

1) известной трудности;

2) дифференцирующей способности;

3) положительной корреляции баллов задания с суммарными баллами по всему тесту.

Трудность задания может определяться двояко:

а) умозрительно, на основе предполагаемого числа и характера умственных операций, необходимых для успешного выполнения задания;

б) после эмпирического опробования заданий, с подсчетом доли неправильных ответов (чем она выше, тем труднее задание).

Слишком легкие задания, на которые правильно отвечают все испытуемые, равно как и слишком трудные, на которые никто не может ответить, не пригодны для включения в тест. Задания с неизвестной мерой трудности также не могут быть использованы, поскольку, как будет показано ниже, в тесте их следует размещать в порядке возрастания трудности.

Под дифференцирующей способностью тестового задания понимают его способность разделить слабых и сильных испытуемых. Очевидна связь между этим показателем и трудностью задания. Тестовое задание должно разделить испытуемых на две (в общем случае не равные по количественному составу) группы: правильно и неправильно ответивших. При этом соотношение количества испытуемых в группах должно зависеть от трудности задания. Чем труднее задание, тем малочисленней и меньшей в процентном отношении должна быть группа правильно ответивших.

Если результат решения того или иного тестового задания не оказывает значимого влияния на результаты тестирования в целом, то, видимо, ценность такого задания для проведения педагогических измерений невелика и без него можно обойтись. В определении степени такого влияния и состоит смысл требования положительной коррелированности баллов задания с суммарными тестовыми баллами.

Из рассмотрения перечисленных требований вытекает обязательность экспериментальной проверки тестовых заданий на выборочной совокупности испытуемых и применения статистических методов обработки результатов эксперимента перед включением их в тест. Порядок такой проверки см. в §§3.1 и 3.2.