Задания в тестовой форме

Сегодня в отечественном образовании преимущественно используются задания в нетестовой форме. Обычно – это вопросы, задачи и упражнения, которые в тестах не используются. Эти задания и ответы на них зачастую бывают столь неопределенными и многословными, что для выявления истинности требуются большие затраты интеллектуальной энергии. В то время как применение заданий в тестовой форме предполагает четкую и быструю дифференцируемость правильных и неправильных ответов.

Помимо технологичности заданиям в тестовой форме присущи:

- краткость, которая достигается тщательным подбором слов, символов и графиков, исключением повторов, малопонятных и редко употребляемых символов и слов, обеспечивая максимальную ясность смыслового содержания задания;

- логическая форма, которая дает возможность превратить ответ студента в истинное иди ложное высказывание, исключая возможность появления ошибочных ответов по формальным признакам вследствие неудачного формулирования;

- одинаковость правил оценки ответов, которые определяются заранее и абсолютно одинаково применяются ко всем испытуемым;

- унифицированность формы, что придает заданиям структурную целостность и определенность, внешнюю организованность.

Свободное владение тестовой формой является важнейшей предпосылкой разработки тестов и обязательным требованием к разработчикам. Только отсутствием навыков разработки заданий в тестовой форме объясняются существующие педагогические заблуждения, относящиеся к тестированию.

Первое такое заблуждение касается необоснованного деления наук на «подходящие» для применения тестовых форм и на «не подходящие» для этого. В действительности формы тестовых заданий и принципы их разработки инвариантны к учебным дисциплинам.

Второе заблуждение касается связи форм с контролируемыми уровнями знаний. Например, считается, что задания с выбором одного правильного ответа из числа предложенных позволяют проверить знания только «низшего» уровня, «распознать» правильный ответ, в то время как знания более высоких уровней надо проверять заданиями других форм. Однако, измеряемый уровень подготовленности зависит не столько от формы, сколько от трудности содержания заданий. С формой же в большей мере связаны виды проверяемых знаний.

Третье заблуждение касается числа используемых форм. Реально их всего четыре. Остальные являются либо вариантами одной из четырех, либо нежелательным смешением двух и более форм.

Если к заданиям даются готовые варианты ответов на выбор, то такие задания называются заданиями с выбором правильного ответа. Это первая из форм. Ее разновидностями являются задания с выбором одного правильного ответа и задания с выбором нескольких правильных ответов.

Во второй форме задание сформулировано так, что готового ответа нет. Каждому испытуемому предлагается во время тестирования вписать ответ самому в отведенном для этого месте. Такие задания называются заданиями открытой формы. После дополнения задания определенным ответом получается истинное или ложное высказывание.

Задания третьей формы формулируются в виде требования поставить элементы одного множества в соответствие элементам другого множества. Такие задания называются заданиями на установление соответствия.

В тех случаях, когда требуется установить правильную последовательность вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определении понятий и т. п. используются задания четвертой формы на установление правильной последовательности.

Выбор той или иной формы должен определяться, прежде всего, содержанием задания и видом контролируемых знаний; но зачастую зависит от уровня подготовленности преподавателей в области методики тестового контроля.