ВВЕДЕНИЕ

Педагогический контроль, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса и профессиональной подготовки специалистов, должен находиться в органической связи с другими элементами педагогической системы. Не заменяя собой дидактических средств обучения, он должен помогать выявлению ее достижений и недостатков. Это возможно только при условии применения научно обоснованной системы измерения и оценивания знаний, умений и навыков.

В теории педагогических измерений исходным является понятие «педагогическое задание». Оно может быть представлено такими средствами, как вопрос, задача, учебная проблема и т.п. Педагогические задания могут формулироваться как в тестовой, так и в нетестовойформе.

Мировая практика подготовки высококвалифицированных специалистов свидетельствует о том, что наиболее эффективной и корректной формой педагогических измерений являются задания в тестовой форме и сформированные из них по определенной методике педагогические тесты. В сочетании с использованием современных компьютерных средств тестовые методики позволяют существенно сократить временные и финансовые затраты на организацию и проведение контрольных мероприятий. Благодаря объективизации процедуры педагогического контроля, они обеспечивают значительное повышение ответственности за свою деятельность как обучаемых, так и преподавателей.

Можно утверждать, что создание системы объективной тестовой оценки знаний и умений, которую можно было бы использовать при всех видах педагогического контроля и которая основывалась бы на современных технологиях педагогических измерений, требует от разработчиков не только высокой квалификации в соответствующей предметной области, но также определенных знаний теории тестирования и ее составляющих. В последних, обычно, приходится наблюдать заметные пробелы. Именно восполнение этих пробелов является целью настоящего пособия.

Предлагаемый материал базируется, в первую очередь, на работах профессора В.С. Аванесова (Россия) [1-3], одного из ведущих специалистов в области педагогических измерений, теоретика и идеолога тестовых методик. В многочисленных трудах этого ученого привлекает четкость формулировок, ясность аргументации и системный подход к проблеме. Следует особо отметить, что основные положения научно-методических разработок В.С. Аванесова не противоречат методическим указаниям и нормативным документам Министерства образования и науки Украины [4] по разработке средств диагностики как неотъемлемой составляющей отраслевых стандартов высшего образования.

Материал пособия представлен в пяти главах. В первой рассматриваются основные понятия из области тестирования: задание в тестовой форме, тестовое задание, педагогический тест, тестирование. Обсуждается назначение педагогических тестов и границы их применимости в педагогической практике, определяется последовательность действий при их разработке.

Вторая, наибольшая по объему, глава посвящена четырем формам тестовых заданий: заданиям с выбором одного или нескольких правильных ответов, заданиям на установления соответствия, заданиям на установление правильной последовательности и заданиям в открытой форме. Здесь рассмотрены особенности применения каждой из форм, основные элементы и принципы формулирования заданий. Значительное внимание уделено конкретным примерам.

Далеко не каждое задание в тестовой форме может быть использовано в тесте. Соответствие одной из описанных во второй главе форм не является достаточным условием для включения его в педагогический тест. Для этого необходима экспериментальная апробация задания в ходе тестирования с последующей проверкой его соответствия определенным статистическим критериям. Вот почему в методических целях третья глава посвящена методике отбора тестовых заданий для включения в тесты. В ней обсуждаются вопросы определения трудности и дифференцирующей способности тестовых заданий, корреляции баллов отдельного задания с общим тестовым баллом, рассмотрены порядок подготовки педагогических тестов и основные принципы проведения тестирования.

Четвертая глава пособия посвящена особенностям анализа и интерпретации тестовых результатов, затрагиваются вопросы надежности тестовых результатов.

В связи с важностью для практики такого вида педагогических измерений, как текущий и итоговый контроль успеваемости, этому вопросу посвящена отдельная глава пособия. Поскольку контроль успеваемости лежит вне сферы применения тестов, в пятой главе рассмотрены особенности использования для этой цели заданий в тестовой форме и приведены конкретные рекомендации по компоновке соответствующих комплектов заданий.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО