СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.) 8
Приключения доисторического мальчика. 12
Конфуций. 14
БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ.. 14
Платон. 20
ПРОТАГОР. ЗАКОНЫ. ГОСУДАРСТВО.. 20
Аристотель. 25
ПОЛИТИКА.. 25
Марк Квинтилиан. 30
О ВОСПИТАНИИ ОРАТОРА.. 30
Владимир Мономах. 38
ПОУЧЕНИЕ. 38
Ян Коменский. 42
МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА, ИЛИ О ЗАБОТЛИВОМ ВОСПИТАНИИ ЮНОШЕСТВА В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЛЕТ. ДИДАКТИКА.. 42
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ XVIII-XIX ВВ. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ 62
Джон Локк. 65
МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ.. 65
М.В. Ломоносов. 78
ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА МОСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ. ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ.. 78
Ж.-Ж. Руссо. 83
ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ.. 83
Клод Гельвеций. 99
О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ 99
Иоганн Песталоцци. 110
ПИСЬМО ДРУГУ О ПРЕБЫВАНИИ В СТАНЦЕ. 110
А.Н.Радищев. 122
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ.. 122
Роберт Оуэн. 134
Высказывания о воспитании и образовании. 134
Фридрих Дистервег. 148
О ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ И КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ВОСПИТАНИИ. ТРИ ЗАМЕТКИ О ВОСПИТАНИИ И СТРЕМЛЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ.. 148
Н.И. Пирогов. 164
ВОПРОСЫ ЖИЗНИ.. 164
В.Г. Белинский. 177
О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.. 177
Н.А. Добролюбов. 186
О ЗНАЧЕНИИ АВТОРИТЕТОВ В ВОСПИТАНИИ. (МЫСЛИ ПО ПОВОДУ «ВОПРОСОВ ЖИЗНИ» Н. И. ПИРОГОВА). УЧЕНИКИ С МЕДЛЕННЫМ ПОНИМАНИЕМ.. 186
К.Д. Ушинский. 197
ТРУД В ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ.. 197
Л.Н. Толстой. 218
О ЗНАЧЕНИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ. О ВОСПИТАНИИ.. 218
П.Ф. Лесгафт. 225
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. 225
Пауль Наторп. 247
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.. 247
ГЛАВА III 258
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПЕРИОД НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XX в. 258
Георг Кершенштейнер. 261
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА РАБОТЫ.. 261
Джон Дьюи. 270
ШКОЛА И ОБЩЕСТВО.. 270
Вильгельм Лай. 280
ШКОЛА ДЕЙСТВИЯ.. 280
Н.К. Крупская. 285
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ. 285
Мария Монтессори. 290
РАЗУМ РЕБЁНКА.. 290
Януш Корчак. 316
ОТКРЫТОЕ ОКНО. ПРАВО РЕБЁНКА НА УВАЖЕНИЕ. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ИЛИ НЕДОВЕРИЕ. ПРАВО РЕБЁНКА БЫТЬ СОБОЙ.. 316
С.Т. Шацкий. 331
ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ДЕТИ ДЛЯ ШКОЛЫ.. 331
В.Н. Сорока-Росинский. 345
ДЕТСКИЙ ДОМ. ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНОСТИ К ДОБРОВОЛЬЧЕСТВУ.. 345
П.П. Блонский. 359
ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НОВОЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ.. 359
Л.С. Выготский. 372
ПЕДОЛОГИЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 372
В.П. Кащенко. 380
НЕДОСТАТКИ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.. 380
А.С. Макаренко. 388
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ. ЧТО ЗНАЧИТ ВОСПИТАТЬ РЕБЁНКА. КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 388
Л.В. Занков. 401
ДИДАКТИКА И ЖИЗНЬ. БЕСЕДЫ С УЧИТЕЛЯМИ.. 401
В.А. Сухомлинский. 407
Я ТВЕРДО ВЕРЮ В СИЛУ ВОСПИТАНИЯ.. 407
Г. Шмидт. 423
РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУСЛАВЛИВАЮТ ДРУГ ДРУГА.. 423
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1959 г. 431
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1989 г. 433