Дворец Баженова и попытка реконструкции Московского Кремля
Для придания нового блеска Кремлю была создана в 1768 г. Экспедиция кремлевского строения, главным архитектором которой был назначен В. И. Баженов, приступивший к созданию проекта перестройки древнего ансамбля.
Проект перестройки Кремля – крупнейший замысел не только в архитектурном творчестве Баженова, но и во всей практике реконструкции центров исторических городов России в XVIII – XIX вв.
Правительство Екатерины II хотело начать какое - либо эффектное мероприятие, которое могло бы продемонстрировать в условиях войны с Турцией богатство государства и вселить уверенность в безграничных возможностях экономики России, которая в то время была далеко не в цветущем состоянии. Строительство невиданно грандиозного ансамбля в древней столице как нельзя лучше соответствовало этим устремлениям. Но когда необходимость демонстрации могущества отпала, отказались и от осуществления проекта.
Значение Кремля как средоточия русской истории было осознано Баженовым. Ему было предписано сохранить древние здания, представлявшиеся ценными: соборы Успенский, Архангельский, Благовещенский, колокольню Ивана
Великого, Теремной дворец, Грановитую палату и Красное крыльцо.
В 1770 г. были сломаны Тайницкая, Петровская, две безымянные башни и стены между ними. Не представлялись достойными сохранения также и старые приказные и монастырские здания. Зато петровский Арсенал Баженов включил в свою композицию.
Таким образом, знаменитый зодчий считал необходимой очень активную «расчистку» Кремля, уничтожение скученного характера застройки средневековой крепости. Он создавал свободное пространство, в котором выявлялось значение древних построек и появлялся простор для создания мощных современных сооружений и новых планировочных структур.
Строительство, которое Баженов начал в Кремле, должно было, по мысли зодчего, возвысить знаменитые древние здания.
Вторая особенность – необыкновенный пафос монументальности и размах новых зданий. Вся территория Кремля рассматривалась зодчим как огромная треугольная структура. Он застраивал стороны этого треугольника по их границам, обращенным к Москве-реке и Белому городу. На Кремлевском холме вставали 40 метровые стены новых зданий, а от Красной площади раскрывалась «историческая» перспектива – кремлевские укрепления и за ним древние постройки. Сам дворец занимал часть ансамбля, обращенную к реке. Он должен был иметь четыре высоких этажа, поднимавшихся на мощном цоколе. Нижние два просты по разработке, их покрывает горизонтальный руст. Цоколь и эти этажи служили пьедесталом верхним двум – парадным, торжественным с большим ионическим ордером, карнизом и аттиком. На протяжении 630 м этот фасад шел по прямой вдоль берега, обогащенный перекличкой выступов, ризалитов, портиков. По краям он загибался двумя дугами, уводя взгляд вдаль, к другим частям ансамбля. Вниз от него должна была вести к Москве-реке грандиозная лестница. Совершенно иной была композиция фасада дворца, обращенного к Кремлю. Она строилась на сочетании трех глубоких открытых овальных дворцов
Внутреннее пространство Кремля, согласно замыслу Баженова, строилось на сочетании целой системы площадей и проспектов. Главная ось ансамбля была направлена в сторону Тверской улицы, т. е. дороги на Петербург.
В стене должны были сделать разрыв недалеко от Никольской башни, где ставились Триумфальные ворота. Через них в Кремль вел прямой широкий проспект, который, минуя круглую площадь с обелиском, подводил к самой большой овальной площади. Он и определял главную ось ансамбля. Короткая ось упиралась в экседру здания театра, крайнего в комплексе дворца, и развивалась вглубь, в сторону Соборной площади к Красному крыльцу. Еще одна площадь образовывалась на той же оси, прерванной старинной застройкой, в юго-западной части Кремля. Крупное открытое ромбовидное по очертаниям пространство образовывалось у Троицких ворот. На одной оси вставали Кутафья башня, мост, площадь и далее проспект, который шел мимо Успенского собора и Ивановской колокольни.
Центром этой внутренней структуры Кремля становилось трехлучие осей: от Триумфальных, от Боровицких ворот и от Красного крыльца. Возникало ясное и крупное пространство с членениями монументального масштаба.
Монументальность, крупный «столичный» масштаб нового дворцового ансамбля Москвы сближал его с центральными ансамблями Петербурга и ряда западноевропейских городов.
Проект Баженова создавал необыкновенно мощный акцент в центре Москвы, заострял общую форму его ядра
В проекте Баженова сказалась важнейшая черта классицистического градостроительного метода, базировавшегося на выявлении главных и второстепенных элементов объемно-пространственной композиции города, причем под главным элементом в Москве Баженов подразумевал всю территорию Кремля, имевшую для России главенствующее историческое значение.
Однако работы по созданию дворца были прекращены, разрушенные стены восстановлены, а работы по реконструкции ансамбля переданы возглавившему Экспедицию кремлевского строения М. Ф. Казакову.