Классификация издержек обращения
По экономическому содержанию все расходы аптечных организаций можно разделить на четыре группы:
1) издержки обращения, связанные с оплатой живого труда (заработная плата, премии за выполнение производственной программы);
2) издержки обращения, связанные с материальными затратами (амортизационные отчисления, износ малоценного инвентаря, расходы вспомогательных, строительных материалов, топлива, горючего и т. п.);
3) расходы по оплате услуг других отраслей народного хозяйства (транспортные, коммунальные, связь и т. п.);
4) товарные потери (естественная убыль, потери по таре и др.),
По степени влияния объема товарооборота издержки обращения можно классифицировать на условно-переменные и условно-постоянные. К условно-переменным издержкам относятся расходы, которые в суммовом выражении уменьшаются или увеличиваются с соответствующим изменением товарооборота (заработная плата, транспортные расходы, износ санитарно-гигиенической одежды, малоценного инвентаря, товарные потери и др.). Эти расходы планируются и учитываются в абсолютной сумме и в процентах к товарообороту. К условно-постоянным издержкам относятся расходы, которые почти не связаны с объемом товарооборота и размер их зависит от ряда других факторов (арендная плата, текущий ремонт, расходы по содержанию помещений и инвентаря, износ основных средств). Эти расходы планируются и учитываются в суммовом выражении.
Однако не все издержки обращения формируются непосредственно в аптеках. Различают децентрализованные и централизованные издержки обращения и отчисления. Децентрализованные издержки обращения – это все расходы, производимые непосредственно в самой аптеке (транспортные расходы, заработная плата, текущий ремонт, естественная убыль товаров, арендная плата и т.п.). Централизованные расходы – это расходы, формирующиеся в вышестоящих звеньях аптечного хозяйства (подготовка кадров, реклама, анализ медикаментов, расходы по содержанию вышестоящих организаций, отчисления, уплаченные аптечным складам). Они покрываются за счет хозрасчетных аптечных организаций.
Иногда издержки обращения аптечных организаций группируют на расходы по завозу (железнодорожные, водные и автогужевые транспортные расходы, почтовые расходы по пересылке товаров и т.п.) и на расходы по реализации товаров (заработная плата, арендная плата, естественная убыль товаров, анализ медикаментов, командировочные и др.).
В настоящее время в хозрасчетных аптечных организациях к издержкам обращения относят расходы по следующим статьям:
1. Расходы на железнодорожные, водные и автогужевые перевозки.
2. Заработная плата, основная и дополнительная.
3. Расходы по аренде, содержанию помещений и инвентаря.
4. Расходы на текущий ремонт.
5. Расходы по подработке, упаковке и хранению товаров.
6. Проценты за кредит (сальдо).
7. Потери по таре (за вычетом доходов по операциям с тарой).
8. Убыль товаров в пределах норм.
9. Прочие расходы.
10. Расходы по рекламе.
11. Расходы по подготовке кадров.
12. Расходы по анализу медикаментов и лекарственных средств.
13. Проценты за кредит (сальдо).
14. Отчисления на содержание вышестоящих организаций.
15. Отчисления, уплаченные аптечным складам, базам снабжения.
Статьи 1-9 относятся к децентрализованным расходам, статьи 10-13 – к централизованным и статьи 14-15 – к отчислениям.