Дебюрократизация – важнейшее условие построения государства для народа.

В широком смысле бюрократизм есть не что иное, как форма социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров государственной власти от интересов большинства членов этой организации; в доминировании формы над содержанием работы.

Государственная организация может иметь бюрократию, но должна исключить бюрократизм. Бюрократизм – это формализм, бездушие, крючкотворство, произвол, стяжательство. Ничего общего он не имеет с организацией и управлением. Именно поэтому так оперативно и последовательно решается в нашем государстве вопрос о дебюрократизации государственного аппарата.

Одним из главных направлений борьбы с причинами бюрократизации следует считать непрерывное совершенствование вертикали власти и государственного управления, повышение ее эффективности через разработку соответствующего комплекса правовых и организационных мер, исключающих промежуточные инстанции, дублирование функций, расплывчатость прав и обязанностей.

Необходимо отметить и идеологический аспект дебюрократизации государственного управления. Это последовательный курс на демократизацию отношений между представителями государственной власти и гражданами, между государством и гражданским обществом. Под дебюрократизацией следует понимать такие формы и методы, которые позволяют ускорить принятие решений и максимально учесть законные интересы граждан. Необходимо вырабатывать уважительное отношение к человеку.

Одна из важных составляющих в построении государства для народа – повышение эффективности работы с обращениями граждан. Вроде бы у нас создана система работы с обращениями граждан, способная обеспечить своевременное и качественное решение волнующих население вопросов. Вместе с тем имеют место многочисленные факты формального отношения к обращениям людей, нарушения сроков рассмотрения вопросов граждан, да и просто бездушных отписок, когда человек получает по форме нечто правильное, а по сути – издевательство.

Лучше обстоит дело с письменными обращениями граждан. Согласно результатам социологических опросов, половина населения республики ставит оценку «хорошо» сельским, районным и областным исполнительным комитетам за организацию работы с письменными обращениями граждан. Причем жители сельской местности оценивают работу государственных органов в данном направлении выше, чем жители городов. Хотя и в этой форме работы существует еще масса недостатков, которые необходимо устранять.

Наша задача сводится отнюдь не к тому, чтобы подавлять инициативу низовых звеньев власти. Но эта инициатива должна быть в интересах людей, а не личных выгод. Нельзя потакать личному упрямству, тем более самодурству ретивых чиновников, использующих свое чиновничье кресло для удовлетворения собственных эгоистических амбиций, своих прихотей и пристрастий. В то же время и сами граждане должны быть подготовлены в правовом отношении, чтобы уметь бороться с бюрократизмом. Как свидетельствуют результаты социологических исследований, «дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата по-прежнему мешает прежде всего недостаточная информированность граждан о своих правах» [12].

В Беларуси многое сделано и делается по дебюрократизации государственного аппарата. Данные социологических опросов населения (Информационно-аналитический центр при Администрации Президенте РБ) позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство граждан Беларуси с пониманием относятся к упрочению существующего механизма власти – построению «вертикали власти». Именно это, по их мнению, позволило сохранить в республике благополучную и в целом спокойную политическую обстановку.

В Беларуси, в отличие от западных стран, пока не сформированы мощные политические партии. Партии есть, но все они находятся в эмбриональном состоянии и не способны ни бороться за власть, ни, тем более, управлять обществом. И не потому, что кто-то препятствует формированию партий. Просто пока еще не назрела историческая потребность в политических партиях. Всему свое время. На наш взгляд, отсутствие мощных политических партий обусловлено еще и тем, что большинство граждан республики доверяют президенту и именно с ним и институтом президентства связывают свои надежды на улучшение условий жизни. Надо сказать и о том, что в условиях радикальных общественных трансформаций (а именно этот исторический этап проходит Беларусь) необходимо сохранять управляемость государства. Достигается эта задача с помощью сильной и компетентной власти.

Поэтому дебюрократизация государственного аппарата не означает полной отмены государственного регулирования общественными процессами, а тем более – упразднения государства. Об этом приходится говорить потому, что отдельные политики либерального толка, пользуясь моментом, готовы вытеснить государство на периферию, чтобы потом действовать по принципу «разделяй и властвуй».

Почему надо не ослаблять, а, наоборот, усиливать регулирующую роль государства? Тут ряд серьезных причин. Если исходить из внешних факторов, то нельзя не учитывать того обстоятельства, что современное мировое сообщество выстраивает новую конфигурацию. Понятно, что со слабыми, разбалансированными государствами никто в таких условиях считаться не будет. Чтобы с нами в мире считались, Беларусь должна быть монолитным и самодостаточным государством.

Не менее весомы и внутренние причины, побуждающие укреплять государство, в том числе все ветви власти. Мы отвели нашу страну от опасной черты, не дали осуществиться катастрофе. Но это не означает, что все проблемы решены. Наоборот, они вновь и вновь появляются. Как, например, проблемы, связанные с мировым финансово-экономическим кризисом. И только сильное государство в состоянии их успешно разрешать.

Построение государства для народа – закономерный этап развития нашей страны в современных условиях. Успех на этом пути зависит от сознательных усилий каждого управленца, каждого конкретного органа государственной власти, всех граждан Республики Беларусь.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое государство?

2. Назовите основные элементы государства.

3. Каковы основные концепции происхождения государства?

4. Что понимается под суверенитетом?

5. Что такое монополия на законное насилие?

6. В чем сущность республиканской формы правления?

7. Каковы основные черты монархической формы правления?

8. Раскройте содержание президентской республики, парламентской республики и смешанной республики.

9. В чем суть абсолютной монархии, парламентской монархии и дуалистической монархии?

10. Охарактеризуйте государственную политику Республики Беларусь.