Б) Практико-ориентированные задания
Задание 1. Проанализируйте письменные задания для учащихся в различных отечественных и зарубежных УМК.
• Определите цель упражнений и скажите, направлены ли они на формирование письма как самостоятельного ВРД или используются в основном в качестве средства обучения смежным навыкам и умениям.
• Определите степень их коммуникативности / аутентичнос-ти / образовательной ценности / интереса для учащихся этого возраста.
Скажите, формируются ли в них навыки графики / орфографии / ведения записей / письменной речи как таковой.
• Выясните, как часто предлагаются письменные задания и насколько они обязательны для выполнения.
• Уточните, есть ли опоры содержательного / языкового/ речевого / социокультурного характера для их выполнения.
• Проследите, преследуют ли письменные задания цель, связанную с решением одной из задач обучения, или их можно назвать многофункциональными. Обоснуйте свой ответ.
• Выясните, кто, когда и как часто должен / может проверять выполнение этих заданий.
• Выпишите наиболее интересные формулировки письменных заданий.
• Обоснуйте логику их предъявления в различных компонентах УМК.
• Определите, предпочитают ли авторы индуктивный или дедуктивный путь обучения; какова степень активности учащихся при выполнении данных заданий; в чем заключается роль учителя.
• Скажите, написанию каких типов тестов в них уделяется особое внимание и почему?
Задание 2.Выберите одно из упражнений, предложенных ниже. Определите:
• какова цель выбранного вами задания;
• выступает ли письмо в данном случае как самостоятельная цель обучения / как средство обучения смежным навыкам и умениям / как средство контроля сформированных навыков и умений;
• в каком классе можно предложить подобное задание;
• какая работа должна предшествовать данному заданию;
• как сформулировать речевую установку, чтобы усилить степень коммуникативной / образовательной значимости данных заданий;
• какие опоры языкового / речевого / социокультурного характера можно предложить учащимся для более успешного выполнения задания (насколько опоры нужны всем учащимся).
Упражнения
1) Закончить неполные предложения.
2) Придумать и написать интересные предложения или ситуации с новыми словами.
3) Написать краткий пересказ прочитанного текста/аннотацию к прочитанному рассказу/книге.
4) Оформить плакат о реальном или воображаемом животном/стране/планете/городе и т. д.
5) Описать свой день (самый запомнившийся/самый скучный/самый обычный/самый необычный и т. д.).
6) Написать резюме.
7) Заполнить анкету.
8) Написать письмо в туристическое агентство с целью получить дополнительную информацию о заинтересовавшей вас поездке.
9) Написать доклад по теме.
Задание3. Выберите одно из предложенных упражнений из задания 1 и совместно подготовьте фрагмент урока по развитию навыков и умений письма. Предложенная ниже таблица поможет вам определить логику планирования. В случае необходимости внесите изменения в таблицу и зафиксируйте их.
Задания | Выполнение |
1. Отберите задания / упражнения, которые можно использовать для поэтапного решения поставленной задачи, и запишите их в произвольном порядке, по мере припоминания. | Например: • запишите ответы на мои вопросы/вопросы, на которые данные предложения или слова могут служить ответами; • запишите слова, которые можно использовать при обсуждении темы «X»; • составьте карту-схему к слову «У»; • в группах или индивидуально напишите как можно больше глаголов/прилагательных, с помощью которых можно описать события дня/чувства человека; • вспомните/выберите из списка те слова и выражения, с помощью которых можно начать письмо к незнакомому человеку/соединить различные части предложений/выразить согласие; • подберите английские эквиваленты к следующим связующим словам. |
2. Убедитесь в том, что в вашем перечне заданий/упражнений есть такие, которые могут обеспечить необходимый уровень языковых/речевых/социокультурных опор. Если их нет или недостаточно, впишите их в таблицу | · языковые опоры; · речевые опоры; · социокультурные опоры. |
3. Распределите упражнения в нужной последовательности, следуя принципам: • от простого — к сложному; • каждое предыдущее упражнение обеспечивает опору для выполнения последующего; • проблемности и содержательной ценности заданий. | |
4. Продумайте и запишите речевые установки на выполнение задания/упражнения. Помните, что они должны быть: • понятны и лаконичны; • соответствовать возрасту и уровню учащихся; • служить образцом речевого поведения/творческого использования изученной лексики и грамматики. | |
5. Просмотрите упражнения еще раз и убедитесь, что они: • посильны для всех учеников; • интересны учащимся данного возраста и уровня языкового развития; • имеют достаточную степень проблемности и обеспечивают возможность выбора альтернативных решений; • позволяют использовать различные режимы работы на уроке. | |
6. Продумайте, как вы будете контролировать каждое задание, и спланируйте опрос. | |
7. Убедитесь в том, что вы точно представляете, что и по каким параметрам вы будете оценивать на данном уроке. | |
8. Запишите план фрагмента урока. |
Задание4. Подготовьте фрагмент урока по обучению письму на основе конкретного УМК по иностранному языку.