В мире существуют следующие уровни электронных систем правительственного управления.

1. Однонаправленные коммуникации для предоставления информации о некотором подразделении или аспекте деятельности правительства.Здесь речь идет о разработке информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и справочную информацию о данном госучреждении. Большинство отечественных официальных сайтов госструктур организованны именно на этом уровне: хроника деятельности, аналитические материалы, отчеты, пресс-релизы, интервью с сотрудниками и проч.

2. Двунаправленные коммуникации, позволяющие получать ответную реакцию граждан.Здесь имеется в виду наличие систем опросов посетителей или организация на основе веб-форм “виртуальной приемной”, где можно составить и отправить запрос/предложение в госучреждение. Такая приемная есть, например на сайте Министерства экономического развития и торговли www.economy.gov.ru

3. Трансакционные системы для поддержки правительственной деятельности. Здесь Интернет-портал предоставляет возможность осуществлять отдельные взаимодействия государства с бизнесом и гражданами в электронной форме.

Например, с 2001 года в США действует проект e-Michigan – это комплексный портал правительства штата Мичиган, автоматизирующий множество государственных сервисов. К услугам посетителей здесь предлагается, скажем система лицензирования и получения разрешений. Это один из наиболее востребованных сервисов. Причем согласно проведенному исследованию, интерактивное продление лицензии на недвижимость обходится в $2 за транзакцию. Если ту же самую сделку гражданин оформляет через кассу в соответствующем государственном учреждении, сумма транзакции возрастает до $7. Учитывая, что в штате ежегодно продляется около 800 тыс. лицензий, экономия только на этой услуге очень быстро вырастает во впечатляющую сумму. Сюда можно добавить и косвенные преимущества (скажем, чтобы лично посетить государственное учреждение, сотрудники компаний вынуждены отпрашиваться с работы).

Кроме того, при организации такого рода электронных взаимодействий частные компании получают возможность интегрировать собственные продукты и услуги с государственными. Скажем при покупке авиабилета на международный рейс через Интернет паспорт с истекшим сроком действия может быть автоматически продлен, вместе с автоматической же подачей заявления на получения въездной визы в страну назначения.

В Москве можно записать ребенка в детский сад через электронную комиссию по формированию дошкольных учреждений.( http://ec.mosedu.ru/) После чего вы сможете отслеживать статус вашей очереди в детский сад. Правда в течение 30 календарных дней с даты регистрации ребенка в электронном реестре нужно представить в окружную службу информационной поддержки документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении. В случае непредставления документов в указанный срок сведения о ребенке переносятся в архивные записи.

С появлением портала госуслуг в нашей стране появилась возможность Зарегистрировавшись в «Личном кабинете» обратиться за нужной услугой в электронном виде (если такая возможность уже предусмотрена ведомством), а также воспользоваться другими онлайновыми сервисами. На портале реализован механизм единой авторизации, не требующий повторного ввода учетных данных и позволяющий однозначно идентифицировать пользователя в ведомственной информационной системе. Зарегистрированные пользователи могут в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. Также в «Личном кабинете» по номеру документа можно отследить статус своего обращения. Со временем значительная часть наиболее востребованных услуг станет доступна для получения с использованием возможностей портала.

 

4. Специализированный портал, позволяющий осуществлять все необходимые трансакции между гражданами и госучреждениями.Это уже полнофункциональное электронное правительство, со всеми его системами [Рисунок 1], которое решает ряд взаимосвязанных задач:

  • координацию и администрирование взаимодействия между различными госструктурами;
  • организацию доступа граждан к обслуживанию их госорганами(получение лицензий, разрешений, пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание, образование и т.д.);
  • организацию взаимодействия структур власти и бизнеса(государственные закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов и т.д.);
  • выдачу гражданам любой связанной с деятельностью правительственных органов информации, включая информацию личного характера(например, порядок начисления пенсий для данного пенсионера);
  • создание форма правления с большим участием граждан (привлечение граждан для принятия решений);
  • обеспечение трекинга документов, посылаемых в госструктуры (отслеживание статуса);
  • расширение спектра предоставляемых госучреждениями услуг;
  • реформирование высокозатратных структур государственной власти.

 

Рисунок 1. Структура электронного правительства

 

 

Подобного рода преобразование работы правительства обещает множество очевидных преимуществ и для компаний, и для граждан и для самих государственных учреждений.

o Если речь идет о регулировании бизнеса, закупке товаров для госнужд и управлении государственной собственностью здесь электронизация деятельности правительства ведет к упрощению процедур госрегулирования, снижению трансакционных издержек, уменьшению административной “нагрузки” на бизнес, повышению эффективности и прозрачности процессов расходования государственных средств.

o При взаимодействии государства и граждан (социальные выплаты, налогообложение, информационное обеспечение) преимущества будут выражаться в повышении качества и персональной направленности сервиса, повышении осведомленности общества об услугах и политике правительства, снижении коррупции, снижении стоимости трансакций.

o Что касается коммуникаций между различными министерствами, ведомствами и государственными учреждениями разных уровней власти, применение технологий e-government позволит повысить достоверность данных и эффективность их использования, снизить трансакционные издержки и усовершенствует государственное устройство в целом.