Промышленности России.
Название отрасли | 1804 г. | 1825 г. |
Хлопчатобумажная | 85,4 | 94,7 |
Кожевенная | 96,9 | 93,2 |
Канатное производство | 85,2 | 92,0 |
Шелковая | 74,0 | 83,1 |
Льняная | 60,4 | 69,8 |
Стекольная и хрустальная | 42,8 | 29,7 |
Писчебумажная | 25,7 | 24,4 |
Пр-во стали, железа и чугуна | 27,8 | 22,1 |
Суконная | 9,7 | 18,4 |
Из приведенных данных видно, что из важнейших отраслей промышленности медленно наемный труд утверждался в горнозаводской промышленности. Даже перед самой реформой 1861 г., когда в обрабатывающей промышленности вольнонаемные рабочие составляли от 80 до 85%, в горнозаводской их было меньше 50%. Необходимо отметить, что за первую половину XIX удельный вес горнозаводской промышленности (по количеству рабочих) снизился с примерно 50% в начале века до 30% накануне отмены крепостного права. Это было одним из свидетельств того, что металлургия России переживает период застоя, отставая по темпам от других динамично развивающихся отраслей промышленности.
Вот данные об объеме выплавки чугуна, которые подтверждают высказанные предположения: в 1801 г. было получено примерно 9 млн. пудов металла, в 1822 г. - 1824 г. среднегодовое производство металла составило 8,96 млн. пудов, в 1825 г. - 1827 г. - 9,06 млн. пудов, и в 1828 г. - 1830 г. - 11 млн. пудов. Такая ситуация приводила к тому, что быстро снижалась доля России в мировом производстве чугуна. Если в XVIII в. мы занимали первое место в мире, то к 1830 г. наш удельный вес составил 12%, а в 1859 г. - 4%.
В результате в Англии, где перешли на каменный уголь, 60-м гг. производили на душу населения порядка 8,48 пудов металла, в Бельгии - 4,35 пуда, а в России - 0,26 пуда.
Замедление темпов проявлялось и в росте производительности труда. Уже в начале XIX в. сравнительный анализ эффективности вольнонаемного и крепостного труда на однотипных предприятиях наглядно показывал преимущество первого над вторым. Это подтверждают данные за 1814 г. о выработке на одного рабочего в год.
Название продукции | Вид труда | |
Вольнонаемные | Принудительные | |
Суконные ткани (аршин) | ||
Полотняные ткани (аршин) | ||
Бумажные ткани (аршин) | ||
Кожи выделанные (штук) |
Как видно из приведенных цифр разница в выработке вольнонаемного работника и крепостного колебалась от 2 до 3,6 раза.
Казалось бы выгода наемного труда очевидна, но расширение рамок его применения сдерживалось тем, что основная часть населения находилась в крепостной зависимости и рынок свободной рабочей силы был крайне узок.
Сохранение крепостнических отношений тормозило и техническое перевооружение предприятий. Это положение наглядно подтверждалось данными о техническом состоянии заводов и фабрик, основанных на вольнонаемном и крепостном труде. Так, если в хлопчатобумажной промышленности, где в основе лежал вольный труд уже в конце XVIII - начале XIX в., началось применение машин, то в горнометаллургической промышленности Урала, которая давала 71% всего металла, и где буквально до 1861 г. до 70% работников были крепостными, техническое оснащение и технология оставались нетронутыми со времен Петра I.
Совершенно другая картина наблюдалась там, где превалировал наемный труд, в таких отраслях как хлопчатобумажная, кожевенная, льняная и др. Так, хлопчатобумажная промышленность по темпам развития к 30 гг. XIX в. вышла на первое место. С 1804 по 1860 гг. число хлопчатобумажных фабрик выросло в 6 раз, а количество рабочих на них почти в 19 раз, с 8 тыс. до 152 тыс. человек. Особенно быстро эта и другие отрасли, основанные на наемном труде, стали развиваться после снятия ограничений для крестьянского и мещанского предпринимательства.
В хлопчатобумажной промышленности раньше, чем в других, начинается промышленный переворот. Как мы уже отмечали, первые машины появляются здесь еще в конце XVIII в. В 1793 г. фабрикант Лиман поставил первую прядильную машину на 104 веретена. Первой мануфактурой, основанной на машинном труде, а следовательно преобразованной в фабрику, стала Александровская мануфактура в Петербурге, основанная в 1799 г. С 1805 г. на ней был введен в строй паровой двигатель и к 1822 г. на этом предприятии трудилось 4 тыс. человек, а станки приводились в действие тремя паровыми машинами.
К 1812 г. несколько фабрик с паровыми двигателями появились в Москве. Всего же к 1861 г. в России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков.
Успехи конечно же были впечатляющие, особенно на фоне других отраслей, однако и здесь Россия серьезно отставала от наиболее передовых в экономическом отношении стран. Так, в Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков. Таким образом, даже в наиболее динамично развивающихся отраслях отрицательно сказывались последствия крепостного права.
Успешно шло внедрение машин в ситценабивном производстве. В 1817 г. московскому купцу и фабриканту Веберу была дана привилегия на 10 лет на машину для набивки ситцев и выбоек. С конца 30-х гг. на машинную набивку тканей переходят уже многие мануфактуры.
Параллельно с внедрением машин и созданием предприятий с количеством от 500 до 1000 и более рабочих, в предреформенное время широкое распространение получили рассеяные мануфактуры, основанные на ручном труде ткачей-надомников. По данным А. Семенова в 1857 г. количество ручных ткачей, нанятых капиталистами, составляло 385 тыс. человек против 79 тыс., занятых на мануфактурах и фабриках. Лишь после отмены крепостного права и промышленного переворота 80-х гг. ручное производство будет почти повсеместно вытеснено с рынка.
Машины быстро внедрялись и в других отраслях, переживавших бурное развитие. При этом как правило процесс механизации сопровождался и концентрацией производства. Так, в сахарной промышленности, где число предприятий с 1804 по 1860 гг. увеличилось с 10 до 467, число рабочих выросло со 108 чел. до 64763 чел. К 1861 г. в сахароварении действовало 183 завода с паровыми двигателями (39% от общего числа), которые давали около 80% производимого в России сахара.
Хотя и медленно, но все же начинали развиваться в России и отрасли, связанные с созданием машин и механизмов. Перед реформой 1861 г. в европейской части России работало уже 99 механических и 130 чугунолитейных заводов, которые имели паровые двигатели. Значительную часть оборудования покупали пока за грающей, но в то же время мы начали уже делать и свои машины.
Одними из первых машиностроительных заводов были завод Берда, Невский машиностроительный, Александровский казенный завод в Петербурге, производившие паровые машины, пароходы и паровозы. В 1815 г. на заводе Берда был построен первый отечественный пароход "Елизавета", положивший начало российскому паровому флоту. В 1849 г. на берегу крупнейшей водной магистрали - Волги - был построен Сормовский завод по производству речных пароходов. Сельскохозяйственное машиностроение получило свое развитие в Прибалтике и на Украине. Таким образом, мы можем констатировать, что уже в первой половине XIX в. в России появляется такая важнейшая отрасль, как машиностроение, которая, правда, делает пока только первые шаги.
Еще в конце XVIII в. наметилось разделение районов на промышленные и сельскохозяйственные. Наиболее развитыми в промышленном отношении были Московская губерния (9,3% всех предприятий обрабатывающей промышленности), Петербургская (3,7%), Нижегородская (3,4%), Тверская (3,02%), Владимирская (2,6%) и Киевская (1,5%), в которой быстро развивалось сахароварение. И хотя промышленный потенциал последней губернии был еще невелик, но она быстро входила в число наиболее динамично развивающихся районов империи, где численность рабочих к 1860 г. выросла по сравнению с 1815 г. в несколько раз. Так, в Киевской губернии - в 19 раз, в Оренбургской - в 34 раза. и т.д.
В целом можно отметить, что ко времени реформ в стране уже сформировалось три главных промышленных района: 1) Центральноевропейский (Московская и прилегающие к ней губернии) - здесь располагалась основная часть текстильной промышленности, значительная часть обрабатывающей и металлургической промышленности (примерно 20 % всех промышленных предприятий), 2) Северо-Западный (Петербург и прилегающие к нему районы) - машиностроение, оружейное производство, металлообработка, кораблестроение, 3) Уральский - черная и цветная металлургия, металлообработка.
Ближе к середине XIX века появляется еще один промышленный район - Украина, который в то время был основным центром сахароварения. Однако уже были известны залежи угля и железа в районе Донбасса и не за горами было время, когда здесь должна была начать развиваться новая металлургическая база страны.
Таким образом, подводя итоги краткого анализа состояния дел в промышленности России, мы должны констатировать, что потенциал, который получила мануфактурная промышленность страны от реформ Петра и последующих преобразований XVIII века себя исчерпал. Страна по многим важнейшим экономическим показателям начинала сдавать свои позиции.
Все явственнее становилось техническое и технологическое отставание империи от Европы. И хотя в отдельных отраслях наблюдался относительный прогресс, но даже он не мог скомпенсировать общего предкризисного состояния промышленности. Главной причиной этого было крепостное право, которое сдерживало развитие производительных сил страны.