Структурные реформы
Структурные преобразования экономической системы России предполагали решение двух глобальных, но взаимосвязанных задач. Первая заключалась в переводе значительного числа предприятий ВПК на выпуск товаров народного потребления, обновлении основных фондов большинства промышленных предприятий. Вторая — институциональная реформа. Решение задач в комплексе позволило бы создать конкурентоспособные рынки.
Теоретически модель структурных преобразований можно описать следующим образом (рис. 11.1). Технологические реформы в военно-промышленном комплексе предполагали, прежде всего, увеличение производства товаров народного потребления за счет сокращения доли военной продукции, а, следовательно, насыщение рынка недостающими товарами и восстановление баланса между спросом и предложением. Обновление большей части основных фондов должно способствовать увеличению ВВП и созданию долгосрочных тенденций для экономического роста экономики. Переход к рыночной экономике был связан с ликвидацией распределительной системы управления, которая сопровождалась как изменениями в правовой сфере (принятие законов, направленных на легализацию прав частной собственности и части теневого сектора, создание институтов рыночной экономики, либерализацию производства и торговли, развитие малого и среднего бизнеса, создание рыночного налогового законодательства и т.д.), так и изменения в сфере производства (переход крыночной культуре производства). Вышеперечисленные мероприятия теоретически могли бы привести к созданию конкурентной экономики. Однако на практике все обстояло иначе.
Для большинства промышленных предприятий резкое изменение среды функционирования стало катализатором проявления ряда проблем, накопившихся в течение длительного периода устойчивого хронического дефицита. Среди такого рода проблем – экстенсивный характер развития который проявлялся в стремлении вовлечь в оборот все большее количество ресурсов, росте материало- и капиталоемкости продукции: пренебрежении к интересам потребителей в результате отсутствия спросовых ограничений; слабой восприимчивости к инновациям; низкой эффективности капитальных вложений.
Кроме проблем, которые существовали раньше в латентном виде, во время трансформационного периода предприятия столкнулись с новыми, ранее неизвестными, в частности:
- либерализацией цен, приведшей к росту затрат, прежде всего, за счет увеличения в цене конечной продукции доли топлива и энергии;
- нарушением хозяйственных связей с поставщиками сырья, материалов и комплектующих;
- либерализацией внешнеэкономической деятельности, что открыло границы для более конкурентоспособной импортной продукции;
- потерей рынков Восточной и Центральной Европы и бывших союзных республик;
- утратой оборонных заказов и гарантированного сбыта
Действие этих и ряда других факторов привело к резкому сокращению платежеспособного спроса на традиционную, или профильную, продукцию большинства предприятий. Концентрированным выражением этих проблем стало существование избыточного производственного потенциала как относительно текущего спроса, так и относительно возможностей реструктуризации.
В результате либерализации цен и внешней торговли цены на товары росли неравномерно. Продукция топливно-энергетического комплекса, конкурентоспособная на внешнем рынке, дорожала максимальными темпами; легкая промышленность испытывала жесткую конкуренцию со стороны импорта и наращивала цены медленнее других отраслей. Если расположить отрасли «в технологическую цепочку» по глубине переработки сырья, то окажется, что ресурсы практически всех отраслей дорожали быстрее, чем выпуск. Это привело к снижению доходов предприятий, а, следовательно, последующих инвестиций в производство, и сокращению объема выпускаемой продукции.
Как правило, в рыночной экономике снижение внутреннего производства компенсируется выигрышем во внешней торговле и результатами альтернативного использования высвободившихся ресурсов. В России полной компенсации не произошло из-за «коллективистской» природы фирм, не увольнявших ненужных работников, и из-за колоссальных трансформационных издержек. Когда же к 1995 г. структура цен стабилизировалась, то оказалось, что сформировавшиеся нормы поведения неэффективны, экономика попала в систему институциональных ловушек.
По оценкам ряда экспертов1, износ основных фондов российских предприятий в 2000 г. составлял 60-70 %, к2003 г. массовое выбытие основных фондов — 25 %, а к 2006г. — 50 %. В табл. 11.1 приводятся масштабы износа основных фондов российской промышленности, а также коэффициент обновления и коэффициент выбытия основных фондов за период с 1992 по 2000 гг.
1.Вальтух К. К экспертизе «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». — Новосибирск, 2000. — С. 4-7.
Таблица Состояние основных фондов в российской экономике
Годы | Износ основных фондов, % от общей стоимости фондов на конец года | Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, % от общей стоимости основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах) | Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов, % от общей стоимости основных фондов на начало года в сопоставимых ценах) |
46,8 | 2,8 | 2,8 | |
49,3 | 1.8 | 1.2 | |
47,9 | 1.5 | 1.4 | |
47,9 | 1,3 | 1.3 | |
40,9 | 1.2 | 1,1 | |
51,5 | 1.0 | 1.5 | |
53,6 | 0,9 | 1.5 | |
55,6 | 1.0 | 1.5 | |
61,4 | 2,1 | 1.5 |
Источник: Госкомстат России. — 1992—2001 гг.
Таким образом, инвестиционная проблема стала актуальной практически для всех предприятий российской экономики.