Внешняя и внутренняя предпринимательская среда, методы ее формирования и развития
Предпринимательская среда – сложившаяся в стране благоприятная соц-экон, полит, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экон свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики. Предпринимателя функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду.
Предпринимательская среда делится на:
1. внешнюю предпринимательскую среду – совокупность условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующих независимо от воли самих предпринимателей.
Факторы внешней среды:
- экон положение в стране и регионах ( ставка рефинансирования, уровень инфляции, число налогов и размер налоговых ставок, уровень ценна определенные виды ресурсов, антимонопольная политика, стабильность нац денежной единицы идр)
- полит ситуация ( согласие между всеми ветвями власти, признание ими важности предпринимательства и др)
- правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики ( защита предпринимателей о противоправных действий гос органов, ответственность предпринимателей за правонарушения и др)
- гос регулирование и поддержка предпринимательства ( защита интересов предпринимателей, различные формы финансирования и др)
- социальная обстановка, связанная с уровнем платежеспособного спроса населения и уровнем безработицы
- культурная среда ( уровень образования и др)
- научно-техническая, технологическая среда
- наличие природных факторов производства
- физическая среда ( климатически условия, отсутствие и присутствие проявление форс-мажорных природных катаклизмов)
- демографическая ситуация
- институционально-организационная среда ( организации, оказывающие услуги предпринимателям – банки, страховые организации, рекламные компании, учебные заведения, поставщики, транспортные компании и др)
2. Внутренняя предпринимательская среда – совокупность внутренних условий функционирования организации. Она напрямую зависит от предпринимателя, его компетентности, умений и навыков ведения бизнеса.
Факторы :
- наличие необходимого объема собственного капитала
- правильный выбор организационно-правовой формы
- выбор предмета деятельности
- знание рынка и проведение маркетинговых исследований
- подбор кадров и управление персоналом, его мотивирование
- механизм сохранения предпринимательской тайны и др
Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеет разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий рисков, внедрение новых технологий, обоснованная стратегия и др.
Задачи анализа:
1. Выявление факторов, делающих невозможным реализацию проекта.
2. Определение тенденций изменения среды (благоприятные/неблагоприятные)
Анализ внешней среды косвенного воздействия производится на качественном уровне, результаты формируются как да/нет.
Анализ оперативного окружения проводится как количественный анализ. Цель – сбор информации. Например, цены конкурентов, условия оплаты, цены поставщиков.