Внешняя и внутренняя предпринимательская среда, методы ее формирования и развития

Предпринимательская среда – сложившаяся в стране благоприятная соц-экон, полит, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экон свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики. Предпринимателя функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду.

Предпринимательская среда делится на:

1. внешнюю предпринимательскую среду – совокупность условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующих независимо от воли самих предпринимателей.

Факторы внешней среды:

- экон положение в стране и регионах ( ставка рефинансирования, уровень инфляции, число налогов и размер налоговых ставок, уровень ценна определенные виды ресурсов, антимонопольная политика, стабильность нац денежной единицы идр)

- полит ситуация ( согласие между всеми ветвями власти, признание ими важности предпринимательства и др)

- правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики ( защита предпринимателей о противоправных действий гос органов, ответственность предпринимателей за правонарушения и др)

- гос регулирование и поддержка предпринимательства ( защита интересов предпринимателей, различные формы финансирования и др)

- социальная обстановка, связанная с уровнем платежеспособного спроса населения и уровнем безработицы

- культурная среда ( уровень образования и др)

- научно-техническая, технологическая среда

- наличие природных факторов производства

- физическая среда ( климатически условия, отсутствие и присутствие проявление форс-мажорных природных катаклизмов)

- демографическая ситуация

- институционально-организационная среда ( организации, оказывающие услуги предпринимателям – банки, страховые организации, рекламные компании, учебные заведения, поставщики, транспортные компании и др)

2. Внутренняя предпринимательская среда – совокупность внутренних условий функционирования организации. Она напрямую зависит от предпринимателя, его компетентности, умений и навыков ведения бизнеса.

Факторы :

- наличие необходимого объема собственного капитала

- правильный выбор организационно-правовой формы

- выбор предмета деятельности

- знание рынка и проведение маркетинговых исследований

- подбор кадров и управление персоналом, его мотивирование

- механизм сохранения предпринимательской тайны и др

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеет разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий рисков, внедрение новых технологий, обоснованная стратегия и др.

Задачи анализа:

1. Выявление факторов, делающих невозможным реализацию проекта.

2. Определение тенденций изменения среды (благоприятные/неблагоприятные)

Анализ внешней среды косвенного воздействия производится на качественном уровне, результаты формируются как да/нет.

Анализ оперативного окружения проводится как количественный анализ. Цель – сбор информации. Например, цены конкурентов, условия оплаты, цены поставщиков.