Конфликты в предпринимательской деятельности и способы их предупреждения и разрешения
Конфликт - столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, позиций, приводящий к серьезным разногласиям и острым спорам, чреватым осложнениями и борьбой.
три основных типа конфликтов:
-межличностные (наиболее распространенные), проявляющиеся в столкновении личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями;
-конфликты между личностью и группой;
-межгрупповые конфликты, возникающие как между неформальными группами, сформировавшимися в организации, так и между формальными (подразделениями, отделами и т.п.).
Выделяют также конфликты деловые и эмоциональные (личностные). Первые возникают на базе деловых (служебных) отношений, вторые зависят от психологических факторов (неприятие, апатия, враждебность и т.п.). Деловой (служебный) конфликт может перерасти в эмоциональный, и наоборот. Исходя из функционального анализа, конфликты можно классифицировать по принципу целесообразности - нецелесообразности и выделить:
-функциональные (позитивные, конструктивные);
-дисфункциональные (негативные, деструктивные).
Основными причинами конфликта в компании являются:
Распределение ресурсов, Взаимозависимость задач, Различия в целях и способах их достижения целей, Неудовлетворительные коммуникации, Различия в психологических особенностях сотрудников, работающих вместе, конфликтный тип личности, Внезапно возникающая личная неприязнь
Признавая конфликт нормы общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.
Выделяют пять способов разрешения конфликта:
1. соревнование – стремление добиться своего в ущерб другому.
2. уклонение ( избегание)- уход от ответственности за решения
3. приспособление - Сглаживание разногласий за счет собственных интересов
4. компромисс- взаимные уступки
5. сотрудничество - Поиск решения, удовлетворяющего всех участников
Алгоритм разрешения конфликтов
1.Выявление основной проблемы.
2.Выявление причин конфликта.
3.Поиск возможных путей его разрешения.
4.Принятие решения о выходе из конфликта.
5.Реализация разработанного сторонами плана выхода из конфликта.
6.Оценка эффективности действии плана, корректировка по результатам оценки.