Анализ прибыли и рентабельности коммерческого предприятия

 

В ходе анализа прибыли и рентабельности изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.).

Анализ прибылипроизводится в несколько этапов:

На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и по его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:

а) изменение объема товарооборота в текущих ценах рассчитываются по формуле:

 

= (19)

где - изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота;

Р0, Р1 – плановый и фактический объем товарооборота (объем товарооборота в отчетном и базисном периодах);

Rо – плановый уровень рентабельности (рентабельность продаж за предшествующий период);

 

б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах:

= (20)

где: СРсопоставимый товарооборот

 

в) для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать формулу:

(21)

где: ФТ – физическая масса товаров;

I1 – индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным;

 

г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль:

(22)

где УВД1 – фактический уровень валового дохода;

УВД0 – плановый (базисный) уровень валового дохода;

 

д) оценка влияния издержек обращения на прибыль:

(23)

где УИО1 – фактический уровень издержек обращения;

УИО0 – уровень издержек обращения планового (базисного) периода;

 

е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета;

ж) изменение эффективности использования ресурсов и капиталов:

(24)

где: Р- размер вложенных ресурсов;

R0 – рентабельность использования капитала.

 

Затем возможен расчет удельного веса в валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельного веса в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей необходимо построить график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных задач.

На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и все возможности их использования в перспективе (таковыми могут быть: ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения).

На основе глубокого анализа прибыли и рентабельности разрабатывается план прибыли на перспективу.