На основе мультиатрибутивного подхода
1. Для анализируемого товара разрабатывается мультиатрибутивная модель, представляющая товар в виде совокупности атрибутов Ai, каждый из которых удовлетворяет определенное требование (потребность) целевых потребителей.
2. Для каждого атрибута определяется его идеальное воплощение Idi (с точки зрения целевых потребителей) и реальное воплощение Ri (для исследуемого товара).
3. Каждый атрибут оценивается с точки зрения его значимости для целевого потребителя (оценка важности атрибута VAi). Оценка важности атрибута может быть осуществлена в бинарной системе счисления (0 – не важно, 1 – важно) или по балльной шкале (5-, 10- или 100-балльной)).
4. Каждый атрибут оценивается по уровню воплощения в исследуемом товаре OAi. Для оценки воплощения атрибутов чаще всего используется та или иная балльная шкала (минимальное значение – плохо воплощен атрибут, максимальное значение – отлично воплощен атрибут). Максимальная оценка MOA соответствует идеальному воплощению атрибута.
Атрибут товара | Идеальное воплощение атрибута | Реальное воплощение атрибута | Важность атрибута | Оценка воплощения атрибута |
Ai | Idi | Ri | VAi | OAi |
5. Данная модель позволяет провести сравнительный анализ реального и идеального товара (базой сравнения служит идеальный образ товара с точки зрения целевых потребителей).
6. Подобная модель может быть построена и для конкурентного товара, что позволяет провести сравнительный анализ конкурентоспособности исследуемого товара и конкурентного товара.
7. Анализ конкурентоспособности товара на основе мультиатрибутивной модели (при той и другой базе сравнения – конкурентный и/или идеальный товар) может быть реализован в двух аспектах: качественном и количественном. Качественный анализ заключается в определении отклонения реального воплощения каждого атрибута от базы сравнения (содержательно). Количественный анализ состоит в сопоставлении количественных оценок воплощения атрибутов реального товара и оценки воплощения атрибутов базы сравнения. В ходе количественного анализа во внимание может приниматься также и важность каждого атрибута товара, которая выступает как весовой коэффициент.
Анализ сил и слабостей товара