Глоссарий
Asking / Answering Question – вопрос-ответные упражнения - предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации.
Categorising - деление на категории - группировка языковых или смысловых элементов согласии обозначенным категориям или определение этих категорий.
Cloze - восстановление / заполнение пропусков - прием работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое n-е слово (п колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста пли привычной сочетаемости слов.
Completing- упражнение на дополнен прием работы, основанный на отрывке т или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
Correction - исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
Finding differences / similarities - сопоставление / нахождение сходств и различий - прием работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, текстов и т.д.
Gap-filling - заполнение пробелов/пропусков - прием работы, в основе которого лежит методика дополнения или восстановления недостающих языковых элементов.
Information Transfer - перекодирование информации - прием работы, заключающийся в переносе информации из одной формы ее представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
Jig-saw reading (listening) - «мозаика» - прием работы, основанный на разделении «банка информации», т.е. текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
Labelling- называние - прием работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).
Listing - составление списка - прием работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определенной темой/ситуацией.
Matching - соотнесение/сопоставление - прием работы, заключающийся в распознавании соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов, например, между картиной и предложением, словом и его определением, началом и концом предложения и т.д.
Mind-mapping - составление семантической карты - представление основных понятий обсуждаемой темы/проблемы в графически упорядоченном и логически связанном виде.
Multiple Choice- множественный выбор -выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
Note-taking - конспектирование/составление кратких записей - прием работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования.
Outlining (making a plan) - составление плана - сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, т.е. по пунктам.
Paragraphing - деление текста на параграфы - деление сплошного текста на части, согласно основной идее, содержащейся в каждой их них.
Picture-completion - дополнение рисунка/картины - прием работы, заключающийся в восполнении недостающих частей, объектов на картине.
Predicting - предвосхищение/прогнозирование - прием работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание/языковое оформление текста.
Quiz - викторина - опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы общекультурного содержания.
Reordering (Sequencing) - логическая перегруппировка/восстановление последовательности - перераспределение предлагаемого материала и логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
Table filling - заполнение таблицы - прием работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
Translation - перевод - выражение идеи на другом языке. При этом учащиеся должны принимать во внимание лингвистические и культурные особенности языка, на который делается перевод. Перевод может быть устным н письменным.
True / False Statements - верные/неверные утверждения - содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путем соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Задание 8. Проанализируйте видеофрагмент по обучению чтению и определите:
· Является ли чтение в данном случае самостоятельной целью обучения или оно средством формирования смежных языковых и речевых навыков?
· Какому виду чтения обучает учитель?
· Какие этапы работы с текстом учитель использует, а какие нет и почему?
· Каким образом учитель мотивирует учащихся к чтению текста?
· Какие трудности языкового/речевого/содержательного/социокультурного характера данный текст представляет для учащихся и как учитель их снимает?
· Какие приемы контроля понимания текста использует учитель?
· Используется ли в данном случае чтение про себя или чтение вслух; насколько это оправданно условиями обучения в данном классе?
· Насколько оправданна последовательность предлагаемых упражнений?
· Можно ли на основании данного фрагмента урока сказать, что это урок развивающий, обучающий и воспитывающий и почему?
Задание 9. Разработайте фрагмент урока по развитию умений чтения иноязычного текста на основе предложенной ниже опоры. Сформулируйте задачи урока (практическую, воспитательную, развивающую, образовательную) и выберите из Глоссария приемы на контроль понимания текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этап урока и его задача | Деятельность учителя | Примечание |
I. Дотекстовый (before reading) - создание мотивационной установки - идентификация текста и антиципация - обсуждение темы/проблемы текста и выявление фоновых знаний учащихся - снятие языковых трудностей II. В процессе чтения (while reading) -постановка коммуникативной задачи, чтение текста и выполнение заданий на контроль понимания текста. III. Послетекстовый (post-reading/follow-up activities) -развитие комплексных коммуникативных умений |
При составлении фрагмента урока не забудьте:
• указать УМК, тему, номер урока;
• определить, будете ли вы обучать чтению как самостоятельному виду речевой деятельности или на этом уроке чтение будет выступать как средство формирования комплексных коммуникативных умений;
• написать цель урока / фрагмента урока в общей цепочке уроков по теме;
• продумать домашнее задание, вытекающее из хода урока и закрепляющее сформированные умения и навыки;
• просмотреть материал учебника и книги для учителя;
• выписать те упражнения и задания, которые вы хотели бы использовать, определить их цель и желаемый результат;
• подобрать нужный дополнительный материал;
• при необходимости дополнить список заданий;
• выполнить задание самостоятельно, зафиксировать последовательность своих действий и определить, смогут ли ваши потенциальные ученики сделать это так же легко;
• продумать, какие опоры можно предложить классу (отдельным ученикам) в случае затруднений с выполнением каждого задания;
• расположить задания в логической последовательности;
• внести окончательную правку.