Повторный цикл

 

 


Гребешковая кривая

 

 

 


Провал

 

 


Увлечение и стабилизация

 


Долгая жизнь

 

 


Стиль

 


Мода

 


Фетиш

 


На представленных графиках изображены сглаженные кривые, типичные для различных ситуаций. Однако реальные кривые, отражающие развитие спроса, отличаются от идеальных сглаженных кривых, так как содержат флуктуации (колебания) спроса, зависящие от сезонности, маркетинговой активности операторов рынка, временных изменений предпочтений потребителей и т.д. Реальная кривая жизненного цикла условного товара может выглядеть, например, следующим образом.

 
 

 

 

 

 


 

 

Детерминанты жизненного цикла товара

 

Вид детерминантов Детерминанты ЖЦТ
Внешние (неконтролируемые фирмой) Эволюция рынка (изменение отношения потребителей к товару вследствие изменения потребностей, предпочтений, искомых выгод; появление или уничтожение барьеров, изменение отношения к товару со стороны прочих субъектов рынка – государства, посредников, контактных аудиторий)
Эволюция отрасли (появление новых технологий, новых товаров, удовлетворяющих данную потребность или ликвидирующих ее)
Маркетинговые усилия конкурентов
Внутренние (контролируемые фирмой) Маркетинговые усилия фирмы