Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара – период существования товара на определенном рынке, в течение которого спрос на товар эволюционирует в соответствии со следующими этапами (стадиями):
· внедрение товара на рынок,
· рост,
· зрелость,
· спад.
Некоторые из стадий принято подразделять на фазы:
· рост:
быстрый рост,
турбулентность (замедление роста и неопределенность момента перехода к стадии зрелости),
· зрелость:
медленный рост,
плато,
насыщение.
Кривая ЖЦТ демонстрирует изменение объема продаж товара в зависимости от времени.
Объем
Продаж
Время
ЖЦТ может рассматриваться под разными углами зрения:
· жизненный цикл класса товаров (товарной категории),
· жизненный цикл вида товаров,
· жизненный цикл конкретной марки.
Форма кривой жизненного цикла определяется следующими параметрами:
· длительность цикла,
· длительность каждой стадии цикла,
· уровень спроса в каждый момент времени,
· направление и темпы изменения спроса в каждый момент времени.
Под улучшением формы кривой понимается следующее:
· увеличение длительности цикла,
· увеличение уровня спроса в каждый момент времени (но не до «сверхспроса», нежелательного для производителя),
· сокращение стадий ЖЦТ, приносящих недостаточную прибыль или сопряженных с серьезными убытками.
Обратная ситуация расценивается как ухудшение формы кривой ЖЦТ.
Кривая ЖЦТ, представленная выше, отображает типичное развитие спроса на определенный товар в течение его существования на рынке. Такая кривая носит название классической. Однако, возможны и другие формы кривой: