Жизненный цикл товара

 

Жизненный цикл товара – период существования товара на определенном рынке, в течение которого спрос на товар эволюционирует в соответствии со следующими этапами (стадиями):

· внедрение товара на рынок,

· рост,

· зрелость,

· спад.

Некоторые из стадий принято подразделять на фазы:

· рост:

­ быстрый рост,

­ турбулентность (замедление роста и неопределенность момента перехода к стадии зрелости),

· зрелость:

­ медленный рост,

­ плато,

­ насыщение.

Кривая ЖЦТ демонстрирует изменение объема продаж товара в зависимости от времени.

       
 
   
 


Объем

Продаж

 

 

Время

 

ЖЦТ может рассматриваться под разными углами зрения:

· жизненный цикл класса товаров (товарной категории),

· жизненный цикл вида товаров,

· жизненный цикл конкретной марки.

 

Форма кривой жизненного цикла определяется следующими параметрами:

· длительность цикла,

· длительность каждой стадии цикла,

· уровень спроса в каждый момент времени,

· направление и темпы изменения спроса в каждый момент времени.

 

Под улучшением формы кривой понимается следующее:

· увеличение длительности цикла,

· увеличение уровня спроса в каждый момент времени (но не до «сверхспроса», нежелательного для производителя),

· сокращение стадий ЖЦТ, приносящих недостаточную прибыль или сопряженных с серьезными убытками.

 

Обратная ситуация расценивается как ухудшение формы кривой ЖЦТ.

 

Кривая ЖЦТ, представленная выше, отображает типичное развитие спроса на определенный товар в течение его существования на рынке. Такая кривая носит название классической. Однако, возможны и другие формы кривой: