Замкнутость и открытость архитектурного пространства

Степень оптической замкнутости пространства наиболее актуальна для статичного восприятия фронтальным полем зрения.

Экспериментально доказано, что конфигурация плана ограждающих пространство архитектурных объемов не имеет решающего значения, но расстояние от зрителя до объекта, и, как следствие, вертикальные и горизонтальные углы зрения, влияют на возникновение чувства замкнутости. Например, при свободной планировке квартала может возникнуть чувство замкнутости, хотя здания не образуют замкнутого периметрального контура. Локальные расстояния между свободно стоящими объемами могут быть настолько малы, что вертикальные углы обзора верхней кромки застройки достаточно велики для создания дискомфортного ощущения тесноты. И наоборот, периметральная застройка дворов не всегда обеспечивает качество уютной замкнутости, так как расстояния между зрителем и фасадами, ограждающими замкнутое в плане пространство, не обеспечивает соответствующих вертикальных углов.

Считается, что восприятие замкнутости создается при следующих вертикальных углах зрения на кромку ограждающей плоскости: 45° - полная замкнутость; 30° - порог замкнутости; 18° - минимальная замкнутость; 14° - отсутствие замкнутости.

Замкнутое пространство можно разделить на 2 вида: статичное и динамичное. Если архитектурный объем, замыкающий пространство, расположен перпендикулярно к оси зрения, то все расположенное перед ним пространство приобретает качество статичности. Если замыкающий архитектурный объем расположен под углом к оси зрения, то замкнутое пространство приобретает качество динамичности, так как создается впечатление продолжения пространства в сторону поворота. Это явление можно наблюдать при поворотах улиц даже на незначительные углы.