Динамические характеристики спроса

Для того, чтобы анализировать спрос в динамике, необходимо накапливать данные о спросе в течение определенного периода времени. Представление данных в хронологическом порядке в статистике называется динамическим рядом.

 

Динамический (временной) ряд – это совокупность расположенных в хронологической последовательности числовых значений некоторой переменной (в нашем случае – уровня спроса).

В каждом ряду динамики имеются 2 элемента: время и конкретное значение показателя (уровень ряда).

Время – это моменты или периоды времени, к которым относятся уровни (в нашем случае – уровни спроса).

Уровень ряда – это числовое значение показателя (уровня спроса), относящееся к определенному моменту или периоду времени.

 

Время t0 t1 ... tn
Уровень ряда S0 S1 ... Sn

 

!!! Примечание:В статистике принято обозначать уровень ряда переменной Y. Мы используем идентификатор S для обозначения уровня спроса.

 

В процессе анализа динамического ряда изучаются следующие параметры, характеризующие изменение исследуемой переменной:

­ показатели прироста переменной (на сколько изменяется уровень ряда),

­ показатели скорости роста (прироста) переменной (во сколько раз изменяется уровень ряда).

 

Показатели величины и направления изменения спроса

Абсолютный прирост спроса (положительный или отрицательный) – величина, на которую изменяется уровень спроса по сравнению с некоторой базой (предыдущим уровнем или начальным уровнем).

 

Абсолютный прирост спроса D S определяется как разность между двумя уровнями спроса и показывает на сколько данный уровень превышает уровень, принятый за базу сравнения.

- Базисный (накопленный) абсолютный прирост - показатель изменения уровня спроса за весь период - от начального (базисного) измерения до текущего:

D S баз. i = S i – S 0

- Цепной (годовой, квартальный или месячный) абсолютный прирост - показатель изменения уровня спроса по отношению к предыдущему периоду времени (году, кварталу, месяцу):

D S цеп. i = S i – S i-1

Абсолютные приросты позволяют выявить наличие (или отсутствие) изменений, направление изменений, величину изменений.

Пример: известны данные о продажах холодильников определенной марки в г. Санкт-Петербурге за 5 лет. Проанализировать, как изменяется объем продаж (уровень спроса).

 

Год
Обозначения S0 S1 S2 S3 S4
Объем продаж (шт.)
D S баз. i Абсолютный прирост базисный
D S цеп. i Абсолютный прирост цепной - -50 -150