Относительный уровень реального спроса

SRo = V / VP * 100 %

 

SRo – относительный уровень реального спроса (текущий),

V – объем продаж определенного товара определенного производителя (совокупности производителей) за определенный период времени,

VP – объем предложения данного товара (или планируемый объем продаж).

 

В зависимости от уровня текущего реального спроса различают:

· недостаточный спрос – спрос меньше запланированного (объем спроса < объема предложения, SRo < 100),

· полноценный спрос - спрос, равный запланированному (объем спроса = объему предложения, SRo = 100)

· сверхспрос – чрезмерный спрос, больший чем фирма может удовлетворить (объем спроса > объема предложения, SRo > 100).

 

 

Прогноз реального уровня спроса производится исходя из следующих данных:

· количество потенциальных потребляющих единиц (индивидуальных потребителей, домохозяйств, организаций),

· доля реальных потребителей среди потенциальных потребляющих единиц (уровень охвата),

· уровень единичного потребления на одного реального покупателя (уровень проникновения).

SRp = C * KR * QR

SRp – прогнозное значение реального уровня спроса,

C – количество потенциальных потребляющих единиц,

KR – реальный уровень охвата,

QR – реальный уровень проникновения.

 

Пример 1: чтобы определить предполагаемый уровень спроса на зубную пасту в городе N в течение года, необходимо знать:

­ сколько людей, живет в городе (постоянно проживающие + приезжие),

­ сколько людей из них пользуется зубной пастой,

­ как часто потребители используют зубную пасту в единицу времени (привести затем к исследуемому периоду),

­ сколько пасты потребляет в среднем каждый человек при единичном использовании.

 

Пример 2: чтобы определить предполагаемый уровень спроса на детскую мебель в городе N в течение года, необходимо знать:

­ сколько семей, живет в городе (постоянно),

­ как много семей имеют детей до определенного возраста,

­ сколько семей реально готовы купить в течение года детскую мебель и в каком количестве.

 

Для определения предполагаемого спроса на товар определенной фирмы, необходимо также учесть долю фирмы:

S f Rp = SRp * R

S f Rp – прогнозное значение реального уровня спроса на товар определенной фирмы,

SRp – прогнозное значение реального уровня спроса на товары всех производителей, оперирующих на рассматриваемом рынке,

R – доля фирмы.

 

 

Уровень потенциального спроса (абсолютный потенциал) определяется как количество товара, которое может быть продано за определенный период.

При расчете потенциального уровня спроса делается три предположения:

· каждый потенциальный потребитель товара является реальным потребителем (уровень охвата = 1),

· каждый потребитель использует товар при каждой возможности его применения,

· при каждом применении товар используется в оптимальном объеме (уровень проникновения оптимален).

 

SP = C * KI * QO

SP – потенциальный уровень спроса,

C – количество потенциальных потребляющих единиц,

KI– идеальный уровень охвата,

QO – оптимальный уровень проникновения.