Относительный уровень реального спроса
SRo = V / VP * 100 %
SRo – относительный уровень реального спроса (текущий),
V – объем продаж определенного товара определенного производителя (совокупности производителей) за определенный период времени,
VP – объем предложения данного товара (или планируемый объем продаж).
В зависимости от уровня текущего реального спроса различают:
· недостаточный спрос – спрос меньше запланированного (объем спроса < объема предложения, SRo < 100),
· полноценный спрос - спрос, равный запланированному (объем спроса = объему предложения, SRo = 100)
· сверхспрос – чрезмерный спрос, больший чем фирма может удовлетворить (объем спроса > объема предложения, SRo > 100).
Прогноз реального уровня спроса производится исходя из следующих данных:
· количество потенциальных потребляющих единиц (индивидуальных потребителей, домохозяйств, организаций),
· доля реальных потребителей среди потенциальных потребляющих единиц (уровень охвата),
· уровень единичного потребления на одного реального покупателя (уровень проникновения).
SRp = C * KR * QR
SRp – прогнозное значение реального уровня спроса,
C – количество потенциальных потребляющих единиц,
KR – реальный уровень охвата,
QR – реальный уровень проникновения.
Пример 1: чтобы определить предполагаемый уровень спроса на зубную пасту в городе N в течение года, необходимо знать:
сколько людей, живет в городе (постоянно проживающие + приезжие),
сколько людей из них пользуется зубной пастой,
как часто потребители используют зубную пасту в единицу времени (привести затем к исследуемому периоду),
сколько пасты потребляет в среднем каждый человек при единичном использовании.
Пример 2: чтобы определить предполагаемый уровень спроса на детскую мебель в городе N в течение года, необходимо знать:
сколько семей, живет в городе (постоянно),
как много семей имеют детей до определенного возраста,
сколько семей реально готовы купить в течение года детскую мебель и в каком количестве.
Для определения предполагаемого спроса на товар определенной фирмы, необходимо также учесть долю фирмы:
S f Rp = SRp * R
S f Rp – прогнозное значение реального уровня спроса на товар определенной фирмы,
SRp – прогнозное значение реального уровня спроса на товары всех производителей, оперирующих на рассматриваемом рынке,
R – доля фирмы.
Уровень потенциального спроса (абсолютный потенциал) определяется как количество товара, которое может быть продано за определенный период.
При расчете потенциального уровня спроса делается три предположения:
· каждый потенциальный потребитель товара является реальным потребителем (уровень охвата = 1),
· каждый потребитель использует товар при каждой возможности его применения,
· при каждом применении товар используется в оптимальном объеме (уровень проникновения оптимален).
SP = C * KI * QO
SP – потенциальный уровень спроса,
C – количество потенциальных потребляющих единиц,
KI– идеальный уровень охвата,
QO – оптимальный уровень проникновения.