Вид спроса
Факторы, характеризующие функционирование товара на рынке
Фактор | Вопросы, на которые дает ответ анализ фактора |
Спрос | Как много потребителей покупает данный товар? |
Жизненный цикл товара | Как долго данный товар существует на рынке, как развивается спрос на товар? Каковы перспективы развития спроса на товар? |
Конкурентоспособность товара | Насколько хорош или плох данный товар по сравнению с конкурирующими товарами? |
Приверженность к марке | Как много потребителей товара предпочитают данный товар другим товарам? |
Доля рынка, занимаемая товаром | Каков объем продаж данного товара в сравнении с другими товарами на рынке? |
Спрос
Спрос характеризует отношения обмена, складывающиеся между потребителями и производителями.
Определения спроса, в которых на первое место ставится потребность потребителя, как необходимое условие существования спроса:
Спрос(Маркс, Энгельс) – представленная на рынке потребность в товарах.
Спрос(словарь маркетинговых терминов Б. Тоффлер и Дж. Имбер) – потребность в продукции или услуге, ведущая к покупке.
Спрос (Котлер) – потребность в определенных товарах, выраженная в желании и способности их приобрести.
Спрос –совокупная потребность в товаре, подкрепленная покупательной способностью (синтезированное определение ряда отечественных авторов).
Спрос – совокупность запросов потребителей, предъявляемых к товару:
S = å (di) i = 1, N
S – спрос,
di – запрос,
N – количество запросов, предъявляемых к товару в некоторый момент (период) времени.
Определение, в котором спрос рассматривается как свершившийся факт продажи.
Спрос(Ламбен) – общий объем продаж определенного товара на определенном рынке в определенное время.
Зачем фирме нужно изучать спрос?
· Чтобы выявить потребность в каком-либо товаре;
· Чтобы проанализировать характер и силу влияния на спрос различных факторов;
· Чтобы проанализировать характер воздействия спроса на результаты работы предприятия;
· Чтобы определиться с возможным объемом сбыта данного товара (чтобы достигнуть целей предприятия);
· Чтобы воздействовать на спрос с выгодой для себя (формировать его, управлять им).
Как фирма может изучать спрос?
· Зафиксировать (измерить) уровень спроса (однократно или периодически на протяжении определенного периода (мониторинг));
· Проанализировать изменение спроса, обнаружить тенденции;
· По возможности прогнозировать уровень спроса на перспективу.
Различают:
первичный спрос – спрос индивидуальных потребителей,
производный спрос – спрос организационных потребителей.
Спрос может быть рассмотрен следующим образом:
В разрезе товара:
· спрос на определенный товар (марку) определенной фирмы,
· спрос на все товары определенной фирмы,
· спрос на товар определенного вида всех фирм, действующих на определенном рынке (глобальный или совокупный спрос).
В разрезе рынка:
· спрос на товар одного потребителя (запрос),
· спрос на товар группы потребителей (более или менее масштабной),
· спрос на товар всех возможных потребителей.
В разрезе времени:
· спрос в течении определенного промежутка времени (час, день, месяц, год …).
Схематически три измерения спроса могут быть представлены в форме куба:
Для того, чтобы научиться анализировать спрос, нужно знать:
что такое спрос (под углом зрения потребителя и под углом зрения производителя),
каким бывает спрос (вид спроса),
как можно измерять спрос (параметры спроса),
что может влиять на спрос (детерминанты спроса),
каким образом детерминанты могут влиять на спрос и как спрос может изменяться под их влиянием (эластичность спроса).
Вид спроса
Вид спроса – характеристика спроса, определяемая спецификой товара или потребности.