Бизнес - инкубаторы: назначение, виды, основные функции.

 

Бизнес-инкубатор представляет собой структуру, которая оказывает поддержку предприятиям на стадии инкубационного периода, когда осуществляются первые шаги его становления. Этот этап обычно связан с материальными вложениями в организацию рабочего пространства, такими как льготная аренда помещения, доступ к офисному оборудованию, консалтинговые услуги. Именно в этом подразумевается суть бизнес - инкубатора. Как правило, время пребывания малых предприятий в инкубаторе - около трех лет. Этот срок считается определяющим при выяснении степени жизнеспособности того или иного производства, бизнеса сферы услуг.

Цель бизнес - инкубатора это создание благоприятных условий для возникновения и развития начинающих и молодых новаторских предприятий, независимо от форм собственности, с целью их укрепления, повышения конкурентоспособности и адаптации к условиям внешней экономической среды.

Результатом участия в бизнес - инкубаторе является выпуск успешных компаний, которые через три года должны самостоятельно существовать и успешно развиваться. Бизнес - инкубаторы признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой.

Задачи бизнес - инкубатора:

· Оздоровление экономической активности региона, развитие внутренних рынков, диверсификация региона.

· Рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, а, следовательно, расширение налогооблагаемой базы региона и государства.

· Наиболее полное использование ресурсов региона, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.

· Повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау.

· Создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем.

· Рост занятости и уровня жизни населении.

· Повышение выживаемости субъектов малого предпринимательства.

 

Виды бизнес - инкубаторов

 

1. Классический (смешанный) бизнес-инкубатор. Предлагает услуги малым компаниям любого профиля: от автосервиса до кондитерской.

2. Часть технопарка (инновационного центра, главная задача которого - развитие новых технологий). Такой инкубатор ориентирован на работу в области высоких технологий, поддерживает инновационные предприятия.

3. Инкубатор для экономического развития. Ориентируется на решение конкретных задач: создание рабочих мест, развитие слабого сектора в экономике региона и пр. Деятельность регулируется местными и региональными органами власти.

4. Инкубатор, ориентированный на социальную адаптацию незащищенных слоев населения. Поддерживает фирмы, в которых работают представители этнических меньшинств, женщины, бывшие военные и т.п. Пример - бизнес-инкубатор для уволенных работников Чернобыльской АЭС, созданный профкомом. «Чернобыльцы» делают приборы для контроля над уровнем загрязнения окружающей среды. Отдельное место среди подобных проектов занимают молодежные бизнес-инкубаторы, как правило, это совместные проекты вузов и муниципальных органов.

5. Виртуальный бизнес-инкубатор. Объединяет поставщиков услуг, которые размещают информацию о себе в базах данных инкубатора, получателей услуг и головной офис (координирующий центр). Доступ получателям услуг предоставляется бесплатно.