Ощущения
Тема 3.1. Внимание как сквозной психический процесс
План лекции
Общая характеристика внимания.
Виды внимания.
Характеристика внимания.
Внимание
Внимание - это избирательная направленность сознания на определённые предметы и явления. Внимание обеспечивает познавательным процессам и всей психической деятельности продуктивность и результативность. Оно при этом рассматривается и как процесс, протекающий во времени и пространстве, и как состояние личности.
Виды внимания
Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно под влиянием внешних раздражителей и не требует волевых усилий, длится до тех пор, пока действует внешний раздражитель.
Произвольное внимание, или преднамеренное внимание возникает и развивается в результате волевого усилия и напряжения человека и отличается целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.
Послепроизвольное внимание возникаетиз произвольного. Сначала человек заставил себя усилием воли сосредоточиться на чём-то, а затем уже внимание концентрируется на предмете деятельности само собой.
Характеристика внимания
Объём внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринять в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объёму внимания значительны. Средним считается объём внимания, при котором человек воспринимает одновременно примерно шесть объектов.
Распределяемость – это способность рассредоточить внимание не нескольких объектах и воспринимать их в равной степени эффективно.
Концентрация – способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отключением от второстепенного.
Переключаемость внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от обной деятельности к другой, от одного объекта к другому.
Устойчивость – это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте.
Колебания внимания – это качество внимания, противоположное устойчивости.
Рассеянность – отрицательное качество внимания. Она является следствие различных причин.
Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряжения, болезнь.
Тема 3.2 Познавательные процессы человека
План лекции
3.2.1.Ощущения. Классификация и свойства ощущений.
3.2.2 Восприятие. Свойства и виды восприятия.
3.2.3 Процессы памяти. Виды памяти. Законы памяти.
3.2.4 Понятие о мышлении. Формы мышления. Мышление как процесс решения задач. Типы мышления. Речь как инструмент мышления и средство общения.
3.2.5 Воображение. Виды воображения. Формы воображения. Функции воображения.
Ощущения
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.
Анализаторы состоят из следующих частей:
рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
корковых проекционных зон головного мозга.