Тема 9. Формирование национального самосознания как проблема воспитательной работы школы.
План.
1. Понятие «национальное самосознание» и его структура.
2. Пути становления и развития национального самосознания.
3. Основы организации воспитания национального самосознания в школе.
4. Формы и методы воспитания национального самосознания.
Литература.
1. Горунов Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся //Советская педагогика. – 1989. – № 10.
2. Мальдис А. Что передадим потомкам // Наст.газета. – 1989 от 24 мая.
3. Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский // Сов. педагогика. – 1991. – № 2.
4. Сандкасимов С. Национальные процессы и личность. //Философские науки. – 1990. – № 8.
5. Ягодин Г.А. Совершенствование межнациональных отношений и школа //Сов. педагогика. – 1989. – № 8.
В современных условиях национальные проблемы выдвинулись в число важнейших. Обостренное внимание к ним обусловлено не только эволюцией общества в целом, но и эволюцией самих наций, народностей, бурным развитием их самосознания. Чтобы вскрыть причины национальной направленности, объяснить всплеск национальных чувств, интересов, необходимо глубоко проанализировать
· Экономические, политические, правовые, культурные, языковые, нравственные аспекты современных национальных отношений;
· Проблемы национальной психологии и ее роли в межнациональном общении.
До 60-х годов о национальном самосознании как характеристике, признаке науки не говорилось практически нигде. У нас существовала единая нация – советский народ. Демократия привела в первую очередь к обострению национального вопроса и отсутствие анализа и учета вышеуказанных факторов привело ко многим негативным последствиям в Карабахе, Армении, Таджикистане, Казахстане, Югославии и т.д.
Современные исследования философов, психологов, педагогов позволили разработать концепцию национального самосознания, выявить его структуру, пути становления и развития.
Национальное самосознание – это познание нацией своей собственной сущности, система ее представлений о самой себе; это явление, которое представляет собой субъективное отражение объективно существующих национальных факторов жизни общества, осознание каждым народом своей национальной жизни, взаимоотношений с другими народами.
Только через самосознание вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение людей как к своей социально-этнической общности, так и к другим общностям. В нем воплощается осознание людьми принадлежности к своей нации, ее места среди других наций, особенностей и общих с ними черт.
Не следует понимать под национальным самосознанием простое отнесение людьми себя к той или другой национальности. Это более сложное структурное образование, которое включает и национальные стереотипы, и представление о территории, культуре, языке, об историческом прошлом.
Общность экономической жизни, общность территории, языка, а также национальных традиций, обычаи, система национальных ценностей – все эти факторы влияют на возникновение и развитие национального самосознания.
Современные исследования показали, что структурные элементы национального самосознания находятся в сложном сочетании и играют неодинаковую по своей значимости роль в его формировании и функционировании. Среди них есть элементы, которые носят устойчивый характер и меньше подвержены социально-политическим изменениям, но есть и такие, которые более подвижны и изменяются в зависимости от социально-политической роли и места его выразителей.
Одним из устойчивых элементов структуры национального самосознания является осознание человеком своего этногенеза. Причем принадлежность к определенному этносу по своему содержанию объективна и существует со дня рождения человека, что позволяет, отвечая на вопрос о национальности, обращаться к своему этническому, национальному происхождению. Осознанная и закрепленная в чувствах мысль о принадлежности к данному этносу сопровождает человека всю его жизнь. Остальные структурные элементы национального самосознания – любовь к своему родному краю, истории, культуре своего народа, его героям, почитание национальных традиций, обычаев, обрядов, приверженность к родному языку – могут изменяться и трансформироваться, а некоторые и вовсе отсутствовать.
2.Формируется национальное самосознание:
1) под воздействием истории нации и знаний этой истории. Оно покоится на свойствах человеческой памяти. Чувство исторических корней нации – первейший атрибут национального самосознания. Нация, пренебрегшая своей историей, ставит под вопрос и свое будущее.
2) Вдумаемся в содержание такого признака нации, как общность территории. Территория – это не только определенный пейзаж. Территория – это Родина, та самая, за которую предки проливали пот и кровь. Родина – это то, к чему человек не может относиться равнодушно. Это та среда, в которой он живет, где его человеческие корни находят питательную почву. Любовь к родной земле, матери, к родному дому – один из путей утверждения духовности нации.
3) Признак нации – это и общность языка. Но сам язык – это не просто совокупность условных знаков, с помощью которых люди общаются друг с другом. Это прежде всего то средство, с помощью которого человек приобщается к своим предкам, к своим потомкам, что делает его сопричастным к бесконечному ряду поколений. Потеря языка – это один из существенных этапов потери национального самосознания.
4) У каждого этноса существует своя культура. Каждая культура – это исторически сложившаяся реальность, развивающаяся на основе национальных традиций. Хорошо известно, что если в силу каких-то причин традиции насильственно и резко обрываются, народ может утратить свою самобытность и перестает существовать как этническое целое.
В целом ряде регионов национальная ситуация десятилетием развивалась таким образом, что наиболее слабым м уязвимым оказалось изучение прежде всего самими коренными жителями своей истории, языка, литературы, традиций, обычаев. Поэтому восприятие и усвоение исторического опыта нации, ее духовного наследия, ныне протекает в эмоциональной обстановке. Идет процесс сопоставления, соизмерения состояния и достижений «своей» нации с успехами других наций, с положением дел на общечеловеческом уровне. А это не совсем нормально.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что усиление этнической напряженности связано не только с экономическими трудностями, субъективными ошибками, но и недостатками в удовлетворении национально-культурных запросов, в том числе и в сфере образования. Без образования невозможны полная реализация национально-культурных интересов наций, гармонизация отношений между ними, упрочение духовных основ для динамического развития общества. Ведь кризис духовности – это прямой результат потери некоторыми народами своих национальных корней, национального сознания.
3.Мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что без любви к матери и отцу, бабушке и дедушке, к музыке, песне, сказке, культуре, отечественной истории невозможно организовать полноценное воспитание школьников. Опыт убеждает, что недооценка указанных факторов воспитания привела к тому, что среди подростков распространяются опасные вирусы социальных заболеваний – историческое беспамятство, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания, распутство и т.д.
Следует признать тот факт, что школа страдает от дефицита знаний о человеке, народе, нации. На это еще указывал В.Сухомлинский, который был глубоко убежден, что знания о человеке, его самобытном и неповторимом внутреннем мире, культурно-региональных и национальных особенностях учащихся должны восприниматься в историческом аспекте. Это одно из условий формирования у молодежи исторической памяти – целостной научной картины мира, без которой не может быть полноценного человека. Исходя из народного понимания сущности воспитания, Сухомлинский считал, что школа должна воссоздать в каждом поколении родной народ: его философию, широкий и оригинальный взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, тесные духовные связи с другими народами. Он так организовал учебно-воспитательный процесс, что его ученики, познавая жизнь народа в прошлом и настоящем, принимали непосредственное участие в продолжении народных культурно-исторических традиций и обычаев.
Современная школа обязана направлять развитие в личности национального в русло, соответствующее общественным принципам и идеалам, сформировать умения подростков улавливать ту грань, где национальное превращается в националистическое, сформировать стойкий иммунитет к проявлениям национализма и шовинизма, высокую культуру общения, этику поведения, т.е. тактическое и уважительное отношение к людям другой национальности, к их культуре, языку.
Задача педагогов видится сегодня в том, чтобы в сознании учеников построить новую шкалу приоритетов, среди которых должен быть национальный историко-культурный комплекс.
4.Приемлемы все формы работы и индивидуальная, и групповая, и коллективная.
Методы: формирование сознания личности (беседы, лекции, диспуты), организация национальных товариществ, обществ, создание этнографических, национальных коллективов, музеев, выставок и т.д.